По данным сентябрьского опроса "Левада-центра", 65 процентов граждан считают, что мэры городов, а также главы районов и поселений должны избираться всеобщим голосованием, 12 процентов выступают за назначение мэра конкурсной комиссией, еще 5 процентов предпочитают избрание руководителя муниципалитета из числа депутатов. На вопрос, как бы они отнеслись к проведению референдума (одновременно с президентскими выборами) о принятии закона, устанавливающего обязательность прямых выборов глав местного самоуправления, более 70 процентов опрошенных ответили положительно, 8 процентов эту идею не поддержали. Если референдум состоится, 56 процентов проголосуют за принятие такого закона, 16 процентов не определились с ответом, 14 процентов не знают, как проголосуют, или сомневаются в своем участии, 7 процентов проголосовали бы против.
А вот прямые выборы губернаторов возвращены в закон. Вместе с их возвращением к главам регионов вернулись и широкие полномочия. В том числе право влиять на порядок избрания муниципальной власти. И началась всероссийская эстафета избавления от прямого избрания мэров. Тверь: заксобрание области поддержало законопроект региональных властей, желающих сохранить порядок, при котором мэр не избирается, а назначается; предложение городской Думы вернуться к прямым выборам проигнорировано. Карелия: парламент республики забраковал законопроект ЛДПР о возвращении выборов мэров в городских округах, в том числе в Петрозаводске.
Ярославль: комитет по законодательству областной Думы отклонил поправки нескольких депутатов, предложивших вернуть прямые выборы мэра города. Нижний Новгород: комитет заксобрания по местному самоуправлению поддержал законопроект регионального правительства о введении в муниципалитетах региона системы назначения глав по конкурсу; сейчас главами являются председатели собраний, администрациями руководят сити-менеджеры. Екатеринбург: городские власти хотят сохранить выборы мэра, а региональное руководство этому активно сопротивляется. Утвержден новый порядок избрания мэров в Краснодарском крае. Теперь глава местной администрации выбирается по следующей схеме: сначала конкурсная комиссия, состоящая из депутатов городской Думы и представителей краевой администрации, отбирает из всех претендентов несколько кандидатов, а затем городская Дума выбирает из них главу. Вся полнота исполнительной власти и управления муниципалитетом находится в руках главы, а председатель Думы возглавляет, как и ранее, представительный орган. Не хотят вернуть прямые выборы и в Костроме. Там глава муниципалитета избирается из числа местных депутатов.
От прямого голосования в свое время отказались Самара, Казань, Нижний Новгород, Архангельск, Барнаул, Мурманск, Тюмень, Уфа, Пермь, Благовещенск, Тверь, Челябинск... Почти половина из 106 крупных городов страны. В Хакасии местные законодатели вообще вычеркнули из городских уставов слово "мэр"; руководитель муниципального образования там стал именоваться "главой города".
Прямые выборы мэров сохранились сегодня только в девяти региональных центрах из 80. В большинстве же городов действует система так называемых дуумвиратов: гордума утверждает главу муниципального образования, который всерьез ни на что не влияет, а губернатор заключает контракт с сити-менеджером. Лояльный региональному руководителю менеджер контролирует все финансовые потоки в городе. Официально считается, что только такая структура управления городами по-настоящему эффективна. Она якобы помогает выстроить вертикаль власти и заставляет городских чиновников работать энергичней. На практике же это означает, что реальные полномочия по управлению городом переходят к нанятому администрацией сити-менеджеру, а мэр, избираемый городской Думой, становится декоративной фигурой.
За последние пять лет число административных центров, управляемых сити-менеджерами, возросло более чем в три раза. Институт сити-менеджеров введен в 44 региональных столицах и почти в 5 тысячах муниципальных образований. Новосибирск - вот едва ли не последний бастион независимости градоначальников от административной вертикали. Мэр этого города Анатолий Локоть был избран прямым голосованием. Он считает институт сити-менеджеров неэффективной моделью муниципального управления.
Почему до последнего времени верховная власть поощряла отмену прямых выборов мэров, в общем понятно. Мэры, по мнению центра, бывают излишне самостоятельны, строптивы, иногда на выборах бросают вызов кандидату от партии власти. Тут, конечно, еще и ревность со стороны губернаторов, и земельные интересы, и борьба за финансовые потоки.
Всенародно же избранные мэры (там, где они еще остались) чувствуют шаткость своего положения. Согласно закону их могут отправлять в отставку. Таким правом наделены депутаты городских собраний и глава субъекта Федерации. Мэр не может оспаривать свою отставку в суде, но если не согласен с ней, "имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде". Конечно, по Конституции органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. И отстранение мэра от должности решением городского собрания в чем-то аналогично снятию губернатора с поста президентским указом и в каком-то смысле является распространением исполнительной вертикали на муниципальную власть. Но представьте, что вы рядовой обыватель. И тогда вы, возможно, скажете: "Мне все равно, какая власть, муниципальная или государственная, будет обеспечивать меня водой и теплом, поликлиникой и стадионом, кинозалом и автобусным маршрутом. Я территорию своего обитания на государство и муниципалитет не делю".