ФАС возбудила сотни дел против торговых сетей по итогам проверки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в 73 регионах обнаружила почти три тысячи нарушений законодательства на продовольственном рынке, сообщили "Росcийской газете" в ведомстве.

Несоответствие сроков оплаты поставленных товаров срокам, установленным в Законе о торговле, стало самым распространенным нарушением. Такие пробелы выявлены в 920 договорах. "Также сроки оплаты товара исчислялись не с момента его поставки, как этого требует закон, а с даты предоставления поставщиком полного комплекта документов, которые в различных договорах существенно отличались", - комментирует заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Екатерина Урюкина. С премией тоже получилась неувязка. Отмечались случаи, когда вознаграждение торговой сети в договорах превышало установленные законом 5 процентов. По словам участников рынка, в основном это требование сети стараются соблюдать, но зато в некоторых случаях теперь они начинают камуфлировать взимаемые с поставщиков платежи под другие надбавки.

Доля торговых сетей в розничной торговле продуктами питания постоянно растет. Она уже достигла более 30 процентов. Привлекают покупателей крупные сетевые магазины большим ассортиментом товаров, умеренными ценами и различными скидками. Вот только поставщикам продукции - сельхозпредприятиям и производителям продуктов питания такая политика обходится дополнительными издержками. За то, чтобы конкретный батон или картофель оказались на полке магазина, поставщик должен заплатить ретейлеру своеобразное вознаграждение.

Чтобы батон или картофель оказались на полке магазина, поставщик должен заплатить ретейлеру вознаграждение

До прошлого года его размер мог достигать 10 процентов от стоимости товара. К тому же, получив продукцию на реализацию, торговые предприятия не спешили рассчитываться с поставщиками. Производители в ожидании денег могли оказаться в сложном финансовом положении из-за недостатка оборотных средств.

В закон о торговле были внесены изменения для защиты прав поставщиков продукции. Максимальное вознаграждение сетям ограничили пятью процентами, а для оплаты поставленного товара установили конкретные сроки. Например, деньги за товар со сроком годности менее 10 дней ретейлер должен перечислить поставщику не позднее 8 рабочих дней после поставки товара. Проверить, как на практике выполняется обновленный закон, ФАС поручило правительство России.

По всей стране сотрудники территориальных управлений антимонопольной службы наведались в 783 торговые сети и проанализировали более 17 тысяч договоров ретейлеров с поставщиками. Анализ собранной документации завершается. В ФАС проделанную работу назвали "колоссальной". Результаты мониторинга также впечатляют. Возбуждено 160 дел о нарушении антимонопольного законодательства и 270 дел об административных правонарушениях, рассказали в ведомстве "РГ".

Тем временем поставщики стараются сами урегулировать разногласия с сетями, чтобы никто не остался внакладе и не приходилось покрывать издержки за счет повышения цен. В Ассоциации компаний розничной торговли поясняют, что превышения установленного размера премии, как и другие нарушения, случаются, но не из-за корысти. "Остается пока "неотшлифованной" правоприменительная практика, касающаяся того, например, что и как включать или не включать в рамки тех самых пяти процентов премии", - говорит заместитель исполнительного директора АКОРТ Владимир Ионкин. Вместе с этим сами поставщики продовольствия признают, что ситуация все-таки меняется.

"За последний год у поставщиков продукции стало заметно меньше вопросов во взаимодействиях с сетями. Хотя периодически сталкиваемся с избыточными требованиями по предоставлению документации на продукцию", - говорит исполнительный директор картофельного союза Алексей Красильников.

Спорные вопросы сельхозпредприятия и производители продуктов питания пытаются решать с торговыми сетями путем переговоров и заключения отраслевых соглашений. "В конце прошлого года совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли мы подготовили меморандум, который подписали все крупнейшие сети. Документ направлен на минимизацию возврата хлебобулочной продукции. Соблюдение сетями этих договоренностей уже позволило хлебопекам существенно снизить издержки", - рассказывает аналитик Российской гильдии пекарей и кондитеров Максим Киселев.

По итогам проверки сети могут еще скорректировать свои действия. Подтолкнуть ретейлеров к взаимодействию с поставщиками может и государство. "Результаты мониторинга будут дополнительно проанализированы и направлены в правительство", - отметили в ФАС.