Как начать разбираться в драгоценных камнях

Украшения Van Cleef&Arpels с ослепительно сверкающими бриллиантами свидетельствуют об умении легендарного ювелирного дома выбирать камни, которые лучше всего отражают свет. Уникальное мастерство в области высокого ювелирного искусства порождает действительно необыкновенные вещи. Белые бриллианты передают неповторимую игру света и не нуждаются в дополнениях. Металл становится практически невидимым и позволяет камню предстать во всей своей красоте.

Van Cleef&Arpels - один из наиболее романтичных брендов во всей истории ювелирного искусства. Эта история началась давно. В 1896 году во Франции образовалась одна гармоничная семейная пара: Альфред Ван Клиф и Эстель Арпельс. Спустя 10 лет они открыли свой первый ювелирный магазин на Вандомской площади в Париже. Дела пошли успешно, и вскоре образовалась целая компания, которая закупала наиболее интересные и дорогостоящие камни по всему миру. А затем создавала из них изделия, которые мы бы сегодня назвали high jewellery, - Van Cleef&Arpels.

Невидимая закрепка

Дизайнеры марки постоянно экспериментировали с различными материалами и конструкциями. Так, в 1930 году компания выпустила специальный футляр для косметики - минодьер, а в 1934 году - браслет с декором в виде пчелиных сот, который получил большое распространение среди поклонников бренда.

Van Cleef&Arpels был очень технологичной компанией, и в 1930-е годы появилось еще одно гениальное изобретение, получившее название "невидимая закрепка" (Mystery Set). Ее идея заключалась в том, что на боковых поверхностях камня с прямоугольной или квадратной огранкой прорезали специальные пазы, за счет которых и проводилось крепление - камни закреплялись один за другим, как бы "въезжая" в украшение на рельсах. Такая конструкция позволяла оставить камни безукоризненно прозрачными, поскольку их крепление было абсолютно незаметно с лицевой стороны. Наиболее часто невидимая оправа применялась для украшений с рубинами и сапфирами.

С 1906 года дом Van Cleef&Arpels создает украшения, воздающие должное природной красоте бриллиантов, не подвластных влиянию времени

Самые известные

1926 год стал точкой отсчета работы дизайнерского дуэта - дочери основателей Рене Пюиссан и Рене Сим Лаказа. Благодаря им была создана совершенно новая концепция ювелирных украшений, позволяющая использовать базовую цепочку с брошью-цветком в качестве колье, пояса, броши или браслета. Украшения-трансформеры, начавшиеся с этих изделий, и сейчас считаются своеобразным "коньком" дома.

В 1936 году Van Cleef&Arpels выпустил свои первые часы Cadenas. Их циферблат был скрыт благодаря уникальной конструкции браслета, которая продолжает пользоваться популярностью и в наши дни.

В 1940-е годы впервые появилась брошь с фигуркой феи, ставшая своеобразным символом дома. А в 1951 году специально для Уоллис Симпсон, которая была одной из самых активных - и богатых - клиенток Van Cleef&Arpels, было разработано колье Zip, которое стало знаковым для бренда. Это украшение, имитирующее полураскрытую металлическую "молнию", сама Уоллис Симпсон носила замочком назад.

Давняя традиция Van Cleef & Arpels - создавать украшения-символы, превращать их в талисманы, хранители воспоминаний и личные сокровища.

Темы и мотивы

Создавая ювелирные украшения, дизайнеры Van Cleef&Arpels часто как будто черпают вдохновение у самой природы. В подтверждение этому выступают коллекции "Райские птицы", "Бабочки и Стрекозы", "Сады", "Сон в летнюю ночь", "Цветочное кружево" и другие. Но самой знаменитой стала, пожалуй, коллекция Alhambra, впервые представленная еще в 1968 году, но пополняемая ежегодно. Ее главный мотив - звенья колье, браслетов или серег в виде четырехлистника.

Реалистичные и объемные творения Van Cleef&Arpels превосходно передают непрерывное движение и вечное обновление живой природы. Каждая грань лепестков отражает свет и придает украшению ослепительное сияние. Цветы, бабочки, птицы и перья - любимые сюжеты апологета вечной женственности Van Cleef&Arpels.

Камни и материалы

В своем производстве Van Cleef&Arpels использует материалы и камни исключительно высокого качества. Большинство ювелирных украшений бренда изготовлены из белого, желтого, розового золота и платины, а также драгоценных и полудрагоценных камней, среди которых в первую очередь бриллианты, а также изумруды, рубины, сапфиры и гранаты различных цветов и огранок. С 1906 года дом Van Cleef&Arpels создает украшения, воздающие должное природной красоте бриллиантов, не подвластных влиянию времени.

Критерии "5С" для бриллиантов Van Cleef&Arpels

Всемирно признанным Геммологическим институтом Америки (GIA) разработан стандарт сертификации бриллиантов "4С". Он устанавливает четыре основных критерия, на основе которых определяются качество и ценность бриллианта: цвет, чистота, огранка и каратность (англ. "colour", "clarity", "cut" и "carat").

Эти критерии важны, но не позволяют в полной мере гарантировать редкость и исключительность камня. Дом Van Cleef&Arpels значительно усложнил процедуру отбора, введя дополнительный пятый критерий - наличие у камня неповторимого характера (англ. "сharacter"). Каждый бриллиант изучается через увеличительное стекло, оцениваются его сияние, игра света и уникальный блеск. Достойный камень должен пробудить в душе геммолога трепет, заворожить его своей красотой и вызвать особые чувства. Поэтому только камни с магическим очарованием, а не просто безупречные, украшают кольца Van Cleef&Arpels.

Чистота

Этот критерий определяется количеством, размером, характером и расположением в камне включений, которые расцениваются как внутренние и внешние дефекты. Бриллиант считается чистым, если при рассмотрении через лупу с 10-кратной степенью увеличения в нем не было обнаружено никаких дефектов. В реальности практически все бриллианты содержат включения, что отражается на их красоте и стоимости. Безупречно чистые бриллианты в природе встречаются крайне редко. Чистота бриллианта варьируется от FL (безупречный) до I3 (включения, заметные невооруженным глазом).

Эксперты-геммологи Van Cleef&Arpels отбирают только самые чистые бриллианты, принадлежащие к категориям от FL и IF (англ "flawless", "internally flawless") до VVS2 (англ. "very very slightly included"). Все остальные камни отбраковываются.

Тщательно отобранные экспертами дома бриллианты должны соответствовать определенным критериям: цвет DE и чистота от IF до VVS2

Цвет

Один из главных критериев ценности бриллианта - его цвет. Он классифицируется по шкале от D (абсолютно бесцветные бриллианты) до Z (бесцветные бриллианты "с оттенком"). Чем прозрачнее бриллиант, тем более редким он считается. Таким образом, буквы DEF характеризуют цвет первой, самой высокой, группы бриллиантов.

Но дом Van Cleef&Arpels отбирает бриллианты только категорий D (идеально бесцветный) и E (исключительно бесцветный). Бриллианты такого уровня являются настоящей редкостью.

Вес

Для определения веса бриллианта используется стандартная международная единица измерения - карат. Один карат соответствует 0,2 грамма. Это вес горошины в стручке рожкового дерева, который по прихоти природы всегда неизменен, - мера была выбрана в древние времена. Стоимость бриллианта напрямую связана с его весом и с его редкостью: чем больше весит алмаз, тем более редким он считается. Для создания коллекции колец для помолвки специалисты Van Cleef&Arpels отбирают бриллианты весом от 0,3 карата.

Огранка

Под огранкой подразумеваются форма и пропорции бриллианта. Ценность камня зависит от безупречного расположения граней. Идеально ограненный бриллиант можно сравнить с зеркалом: отражаемые от грани к грани лучи света проходят через корону. Филигранное исполнение каждой грани позволяет в полной мере раскрыть сияние камня.

Среди всего многообразия форм наиболее известные огранки - классическая (круглая), овальная, "маркиза" (напоминающая лодочку), "груша", "сердце", изумрудная (прямоугольная) и "принцесса" (квадратная). При огранке основная задача заключается в максимальном повышении сияния и блеска камня и придании ему особой выразительности. Отбор экспертов дома Van Cleef&Arpels проходят бриллианты, огранка которых относится к категориям "отличная" и "очень хорошая".

Оправы и закрепки

Творческая часть работы ювелира заключается также в подгонке оправы, в которую должен гармонично вписаться драгоценный камень. Идеально исполненные невидимые элементы гарантируют великолепие модели.

Сочетание различных способов закрепки и видов оправ демонстрирует знания и опыт дома, унаследованные от французской традиции высокого ювелирного искусства. Крапановая оправа (когда бриллиант поддерживают практически незаметные крапаны) позволяет лучше видеть камень. Крапановая закрепка в центре изделия может сочетаться с гнездовой и зернистой оправами. Благодаря различным техникам закрепки и ажурному узору "пчелиные соты" на обратной стороне украшений бриллианты пропускают больше света, и их блеск становится еще более ярким.

Полировка

B изготовлении ажурных творений с бриллиантами мастера Van Cleef&Arpels используют особую технику: камни полируют несколько раз до и после закрепления в оправе. Эта ювелирная техника, иллюстрирующая внимательное отношение дома к мельчайшим деталям, позволяет свету свободно проходить сквозь камень, что многократно усиливает его сияние.