В Нижнем Новогороде обсудили целевое обучение будущих учителей

В нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина (Мининский университет) на всероссийском семинаре "Целевая подготовка педагогов: итоги и перспективы" обсудили результаты апробации модели целевой подготовки кадров в рамках программы "Образование и педагогические науки".

- Суть новой модели в том, что договор на целевое обучение заключается не в начале обучения, как это делается сейчас, а после второго курса, когда все студенты сдают комплексный экзамен готовности к профессиональной деятельности. Таким образом, мы заключаем договоры с действительно мотивированными студентами, - говорит замдиректора профильного департамента Минобрнауки РФ Ирина Мануйлова. - Пришло время внедрения программы в практику. В скором времени она должна будет внедрена во все вузы страны, готовящие педагогов.

Ирина Мануйлова добавила, что в 2017 году почти завершилась работа над модернизацией образования, получен уровневый стандарт педагога с новыми компетенциями и трудовыми функциями.

- Сегодня от учителя требуются не знания, а компетенции, - заключила чиновница. - Мы не можем тратить бюджетные деньги на тех, кто никогда не будет работать по профессии. Для решения этих задач целевое обучение - вполне разумный механизм.

Замминистра образования Нижегородской области Елена Родионова вспомнила, что корни проекта модернизации педагогического образования начали прорастать еще в 2006 году с внедрением региональной программы, которую в быту называют "машина, квартира, работа".

- Я помню, когда мы рассказывали об этой программе в Мининском университете, зал молчал, - отметила Елена Родионова. - Потом встал один студент и спросил: "А вы не врете?" Он задал некорректный, но правильный вопрос. Благодаря реализации этой программы, на которую было потрачено более семи миллиардов рублей, в Нижегородской области появились целые молодежные микрорайоны с инфраструктурой, а сельские школы не остались пустыми.

Таким образом, сейчас учителей в возрасте до 35 лет - 23 процента. Главная цель - удержать выпускников педагогических вузов в профессии. На это и направлена образовательная программа.

Комментарий

Александр Федоров, ректор Мининского университета:

- Для реализации программы необходимы деньги, в том числе из областного бюджета. Это оправданно, если учесть, что мы вкладываем в наше будущее. Воспитание нового поколения - одна из миссий государства. Если говорить об итогах апробации модели целевой подготовки педагогов, можно отметить следующие тенденции. Во-первых, с 2012 года молодежь стала приходить работать в школы, а во-вторых, мы наблюдаем отток специалистов, достигших возраста зрелости в профессии - 37-47 лет. Важно отметить: положительная тенденция не закрепится, а отрицательная не исчезнет без корректировки. В ходе апробации проекта (на четырех российских площадках - нижегородской, ульяновской, екатеринбургской и алтайской. - Прим. ред.) из 312 студентов, участвовавших в пилоте, комплексный экзамен успешно сдали 53, это нормально. Эти 53 человека как раз и нацелены на качественный результат, именно здесь главное отличие от целевых программ прошлых лет, которые способствовали лишь затыканию дыр. Нужно формировать престиж профессии учителя. К тому же в ней много преимуществ: продолжительный отпуск, рабочий день, график которого можно регулировать, и ряд других.