Как рассказали "РГ" в городском комитете по транспорту, троллейбус с динамической зарядкой заряжается во время движения под контактной сетью, благодаря чему может проехать до десяти километров без подключения к проводам. Стандартные троллейбусы с "рогами" проезжают автономно до 500 метров. На новых машинах используется система рекуперации: при торможении электробуса энергия идет на зарядку аккумулятора. Заряд пополняется во время движения и во время стоянки, также предусмотрено восполнение заряда от стационарных устройств в парках. Госконтракт предусматривает, что 60 процентов времени троллейбус будет идти под проводами, а 40 процентов - автономно.
Как пояснили в "Горэлектротрансе", на маршруте работа на автономном ходу чередуется с движением с поднятыми токоприемниками с одновременным зарядом батареи. Всего в 2017-2018 годах на баланс предприятия должны поступить 115 новых машин производства завода "Тролза" (Саратовская область) за два миллиарда рублей. Изначально планировалось 105, но за счет федеральной субсидии смогли приобрести больше. Стоимость троллейбуса - 14,2 миллиона рублей.
Закупка для города дорогостоящая, но выгоду поясняют не столько деньгами, сколько возможностью расширить маршруты движения без новой инфраструктуры. Для традиционных троллейбусов требуется строительство контактной сети и тяговых подстанций. При этом в "Горэлектротрансе" подчеркнули, что принципиальных отличий от обычных троллейбусов у новинки нет.
"Все-таки главное в этой технике не экономическая выгода, а то, что это принципиально новый вид транспорта, который расширяет возможности маршрутной сети", - рассказали "РГ" в "Горэлектротрансе". Троллейбусы хоть и дорогие, но вмещают больше пассажиров, более маневренные благодаря запасу автономного хода. В повседневной эксплуатации такие машины могут объезжать место ДТП или ремонта, с их помощью можно продлить старые маршруты или проложить новые.
- Например, провести дополнительные линии в районы с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой или на магистрали, где отсутствует контактная сеть. В частности, в тех районах, где новые жилые кварталы ушли за пределы конечных остановок троллейбуса, и жители вынуждены от троллейбусного кольца добираться до дома пешком или на маршрутке, - пояснили в организации. - Другой пример - изменение маршрутов с заездом на параллельные улицы, где есть дополнительная потребность в общественном транспорте.
Представители города говорят о новых троллейбусах только в плане преимуществ, однако известно, что на предыдущих испытаниях возникали шероховатости - заряд садился быстро, а к контактной сети мешали подъехать припаркованные машины. Однако в "Горэлектротрансе" сказали, что тесты проходили без проблем. Такие троллейбусы в Санкт-Петербурге тестируют уже несколько лет - начиная с 2014 года испытания прошли машины заводов "Тролза", "Белкоммунмаш", "Транс-Альфа". Гендиректор нынешнего завода-поставщика Иван Котвицкий назвал контракт на поставку троллейбусов в Питер крупнейшим в портфеле предприятия за последние годы. По его словам, главное преимущество электробусов в том, что для них не надо строить зарядные станции на пути следования или в парках.
В городе связывают переход на электробусы с возможным постепенным очищением центральных магистралей от проводов. Переход на экологически чистые виды транспорта с автономным ходом - мировой тренд и ближайшее будущее для российских городов.