Мигранты смогут работать водителями без сдачи экзаменов в ГИБДД
Соответствующий законопроект разработан в МВД (документ есть в распоряжении редакции "РГ"). Речь идет о внесении поправок в закон о безопасности дорожного движения. Напомним, что одна из самых громких статей этого закона запрещала нанимать на работу водителей-иностранцев с их национальными водительскими удостоверениями. Чтобы работать водителем в России, требовалось иметь российские права.
Вступление в силу этого пункта депутаты долго переносили. Но все-таки он вступил в силу. Иностранным водителям осталось только два варианта: либо обменять свое национальное водительское удостоверение на российское, сдав экзамен на знания правил дорожного движения, либо пройти обучение, сдать все экзамены и получить российские права. Первый пункт касался только тех водителей, чьи права соответствуют Конвенции ООН о дорожном движении. К сожалению, права сопредельных государств в большинстве случаев этим требованиям не соответствуют.
Исключение было сделано для Беларуси, ввиду того что у нас с ней Союзное государство.
Проект МВД предлагает допускать к найму водителей всех стран, входящих в Евразийский экономический союз. А также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального. Если документ будет принят, то управлять автобусами, перевозящими пассажиров, грузовиками и даже перевозить опасные грузы у нас будут мигранты. По той простой причине, что стоимость их услуг гораздо ниже, чем у российских водителей.
Но надо напомнить, что в России в течение трех лет идет реформа подготовки водителей. Была отменена самоподготовка, разработаны программы их обучения. По окончании автошколы они получают профессию "водитель". Это профессиональное образование. ГИБДД принимает экзамен на права только у тех, кто прошел соответствующую подготовку и получил профессию "водитель". За время этих реформ количество аварий с начинающими водителями сократилось на 46 процентов. Это серьезный результат.
Между тем многие эксперты обращают внимание на то, что уровень подготовки водителей в соседних государствах нередко оставляет желать лучшего. Кроме того, будет сложно проверить в России законность водительского удостоверения, выданного в другой стране.
Для сравнения, в Казахстане, который входит в ЕАЭС, до сих пор есть самоподготовка, есть прием экзаменов на права экстерном. Водительские удостоверения не соответствуют требованиям Конвенции ООН о дорожном движении. В ГИБДД будут сложности по установлению факта выдачи водительского удостоверения на территории Казахстана.
Кстати, уровень подготовки водителей в Германии считается самым лучшим в Европе. При этом водитель-немец с немецкими правами не сможет устроиться на работу водителем в России, пока не сдаст экзамен и не обменяет свое национальное удостоверение на российское. Напомним, что 80 процентов ДТП происходит по причине человеческого фактора. А подтвердить уровень квалификации водителя-мигранта у сотрудников ГИБДД не будет возможности.
Вячеслав Максимычев, член национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств:
В странах ЕС уже несколько лет действует директива 2003/59-ЕС, которая определяет порядок работы водителей профессионалов. В несколько этапов ужесточились требования ежегодной переподготовки водителей автобусов и большегрузных автомобилей и допуска их к работе по найму. Согласно этой директиве, работать водителем по найму в странах ЕС может человек, прошедший обучение в автошколе страны ЕС и сдавший экзамен на право управления в стране ЕС, после этого они проходят обучение на право получения сертификата профессиональной компетентности водителя "код 95" в объеме 140 часов. Затем еще и переподготовка раз в пять лет. Ни о какой пересдаче экзамена на основании национального водительского удостоверения и речи быть не может.