КС РФ разъяснил порядок организации встреч депутатов с избирателями

Конституционный суд РФ разрешил депутатам встречи с избирателями без предварительного уведомления властей и указал на возможность совершенствования законодательства о публичных мероприятиях.

Изучить поправки к Федеральному закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" судей попросила группа депутатов Госдумы. Они посчитали, что требование проводить встречи с избирателями в соответствии с этим законом создает ограничения для исполнения депутатами своих обязанностей. Кроме того, необходимость ставить в известность о таких встречах нарушает конституционный принцип самостоятельности власти - законодательная власть должна подчиняться решению, то есть разрешению исполнительной. В общем, оказываются нарушенными более десятка положений Конституции РФ.

В ходе публичных слушаний полномочный представитель правительства РФ Михаил Барщевский указал, что в оспоренных требованиях нет противоречия Основному закону страны. Уведомительный порядок проведения встреч депутатов с избирателями позволяет обеспечить безопасность - как участников мероприятия, так и незадействованных граждан. А депутаты не могут пренебрегать требованиями, установленными для гармонизации публичных и частных интересов. Что касается стихийных встреч депутатов с избирателями, то они вообще не подпадают под действие данного закона.

Конституционный суд фактически согласился с этими доводами. Положения N107-ФЗ от 7 июня 2017 года признаны не противоречащими Конституции РФ, однако нуждаются в разъяснениях, посчитали судьи. КС подтвердил: регулировать можно лишь время и место таких встреч, и то при наличии серьезных аргументов. "Только альтернативные варианты, но никаких запретов", - пояснил судья Николай Бондарь. Место для встреч предоставляется депутатам без учета их уровня и принадлежности к той или иной партии.

Также КС указал, что Конституция РФ прямо не регулирует порядок проведения встреч депутатов с избирателями, что дает федеральному законодателю широкие полномочия по установлению такого порядка. В рамках этих полномочий определено несколько видов публичных мероприятий, которые различаются условиями проведения. Например, собрание предварительного уведомления не требует. "Законодательство о публичных мероприятиях распространяется не на все встречи депутатов с избирателями, а только на те, которые проводятся в форме митингов", - пояснил Николай Бондарь. Закон определяет митинг как "массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера". И если собрание перерастет в митинг, то теоретически депутат обязан его приостановить, подать уведомление и возобновить после исполнения всех требований закона.

Если собрание избирателей перерастет в митинг, то теоретически депутат обязан такую встречу остановить

В решении КС РФ указано, что "законодатель вправе дальше совершенствовать порядок проведения встреч депутатов с избирателями, в том числе с точки зрения пределов распространения на такие встречи законодательства о публичных мероприятиях".

Конституционный суд также подтвердил: граждане, осужденные по тяжким статьям УК РФ, не могут участвовать в выборах, несмотря на то, была ли их судимость снята или погашена. Очередную жалобу на избирательное законодательство суд рассматривать отказался.