На афише выставки - левая нога самого Сергея Соловьева. Выглядит необычно, но этому, как и названию, есть свое объяснение. Идею режиссеру подкинул его давний соратник Борис Гребенщиков, у которого есть одноименная песня.
- Есть понятие "рука судьбы", якобы какая-то сила, которая в нужный момент тебя направит или остановит. Боря всегда говорил, что никакой руки нет. А если и есть, то это не рука, а нога. Как-то я шел по Тверской улице в Москве и увидел афишу с Гребенщиковым и подписью "нога судьбы". Вот тут я вдруг и понял, как прав мой прекрасный товарищ, - вспоминает Соловьев.
Сам БГ в стороне от вернисажа не остался: именно он открыл выставку, сыграв в "Эрарте" концерт. Ради этого выступления музыкант даже отменил часть гастролей по Америке.
Но, пожалуй, главное сотрудничество двух мэтров - фильм "Асса", саундтреком к которому стали песни "Аквариума". Эту знаковую для Соловьева работу на выставке представляет та самая коммуникативная труба, через которую до сих пор можно "поделиться каким-нибудь душевным переживанием". Сам Сергей Бугаев (он же Африка, он же главный герой фильма мальчик Бананан) выставку тоже посетил и напомнил желающим, как это приспособление работает.
Второй части "Ассы" и "Анне Карениной" - а эти картины представляют собой дилогию - посвящен целый зал. Фотографии с Олегом Янковским, Александром Абдуловым, Сергеем Гармашом и, конечно, любимой Соловьевым Татьяной Друбич соседствуют со снимками Сергея Шнурова. Многослойные платья со съемок - с памятником Виктору Цою. Здесь же можно увидеть фотовоспоминания о работе режиссера над фильмом про Тургенева. И все это выстроено не столь логично, сколь по наитию, эмоционально - не зря сам Соловьев называет этот проект "настроенческим".
- Вы знаете, никакой полезности и даже никакой мысли эта выставка не несет. Чем дольше я живу, тем больше понимаю важность вот чего: не нужны вообще никакие мысли, ни хорошие, ни плохие. Важно только ощущение жизни. И все, что здесь представлено, подтверждение тому, что с нашим желанием жить ничего поделать нельзя.
После открытия режиссер устроил квартирник - в камерной атмосфере под живой аккомпанемент он пообщался с гостями музея. Рассказывал о том, почему "Асса" - это попытка победить оскароносного Меньшова принципами индийского кино, о том, что Петербург, несмотря на долгую жизнь в Москве, он считает родным городом, о том, как вместе в Сергеем Курехиным они задумали целый оперный цикл по русской классике и даже подписали контракт с Большим театром. Композитор активно работал над партиями для "Чайки", "Доктора Живаго" и все той же "Анны Карениной", но вскоре его не стало.
Спустя годы Сергей Соловьев, кстати, эту идею не оставляет. По его словам, он даже нашел единомышленника в лице худрука БДТ им.Товстоногова Андрея Могучего. Пока о том, появится ли постановка на сцене именитого петербургского театра и когда, говорить рано, но, отметил режиссер, возможность такая есть.
Выставка "Нога судьбы" продлится до 11 февраля будущего года.