Андрей Иванович, команда Политеха разработала первый в России солнцемобиль. Именно так студент-инженер должен погружаться в профессию?
Андрей Рудской: Конечно, это один из лучших способов понять, как устроены небольшие технологические компании. В рамках проекта PolytechSolar студенты учатся работать с современными материалами и создавать инновационный продукт, становятся специалистами в автомобилестроении, альтернативной энергетике, механике, электрике и электронике, аэродинамике... Солнцемобиль весом около 200 кг сможет разогнаться до 150 км/ч: он строится специально для международных соревнований среди машин, работающих на солнечной энергии. Сейчас для российских дорог он не приспособлен, но в будущем его технологии лягут в основу городских электромобилей.
Собрал уникального робота - получил 100 баллов на ЕГЭ. Отличная мотивация для школьников - участников инженерной олимпиады, которую СПбПУ проводит вместе с другими вузами. Интеллектуальная энергетика, беспилотники, нейросети - какие еще технологии в центре внимания?
Андрей Рудской: Олимпиада Национальной технологической инициативы входит в перечень олимпиад, которые признаются Министерством образования и науки РФ. Финалисты будут работать с реальным инженерным оборудованием, а победители и призеры смогут поступить к нам и в другие в вузы-организаторы без экзаменов или получить дополнительные баллы при поступлении. Кроме того, победители могут стать частью нашего "инженерного спецназа": мы готовим системных инженеров и технологических предпринимателей, разбирающихся в наукоемком высокотехнологичном бизнесе.
Трек "Передовые производственные технологии" ведет наш Институт передовых производственных технологий и Центр научного творчества молодежи Фаблаб "Политех". Это абсолютно новое направление соревнования. На первом отборочном этапе школьники решают онлайн задачи по физике и информатике. На втором - получают технические проекты, для выполнения которых используют навыки программирования, 3D-моделирования и цифрового производства. В результате ребята должны показать не только решенную задачу, но и исходные коды программ, виртуальные модели, использованные материалы и оборудование. Заключительный этап - самый интересный: участники должны разработать рабочий трехосевый ЧПУ-станок, который сможет вырезать реальную плату. Критерий оценки прост - все должно работать правильно.
Наши вузы выпускают каждый год свыше 1 млн инженерно-технических работников. Инженеров хватает?
Андрей Рудской: Предприятия стремятся получить не просто инженера: им нужен квалифицированный специалист, готовый работать в новых цифровых условиях. И тут важнейшую роль играют базовые кафедры, которые мы начали открывать 5 лет назад. Например, заводу нужны инженер-конструктор, инженер-экономист, инженер-технолог, работающие одной командой. Мы создаем такую группу студентов и отправляем их на предприятие. Там они учатся на практике, решают конкретные задачи, а после выпуска из университета сразу уходят в реальный сектор, уже зная всю технологию.
Каким должен быть вуз, выпускающий "инженера будущего"?
Андрей Рудской: Вуз должен быть на "ты" с самыми передовыми инновационными технологиями, развивать цифровую промышленность наравне с наукой и экономикой. К примеру, наш Центр компьютерного инжиниринга создает новые конструкции и оборудование с помощью цифрового проектирования и моделирования, суперкомпьютерного инжиниринга, аддитивных технологий. Проекты - от машиностроения и ракетно-космической техники до металлургии и атомной энергетики. Политех я считаю именно цифровым университетом: у нас более 40 профильных лабораторий, 30 научно-образовательных, научно-производственных центров, суперкомпьютерный центр, свой технопарк...
То есть будущее - "в цифре"?
Андрей Рудской: Несомненно. Кстати, в этом году наибольший конкурс у нас оказался на таких технических направлениях, как "Программная инженерия", "Прикладная математика и информатика", "Фундаментальные информатика и информационные технологии", "Информационная безопасность". А средний балл ЕГЭ был одним из самых высоких по городу - 79,3.