В Ростовской области создали систему для продвижения изобретений

Подведены итоги самого масштабного на юге конкурса изобретателей "Донская сборка". Победители получили возможность создать прототипы своих проектов и представить их потенциальным инвесторам, а те, в свою очередь, определили перспективные направления для вложения средств. Кто же такие современные изобретатели и что препятствует коммерциализации интеллектуальной собственности?

- Чтобы работать с теми, кто обладает инновационным потенциалом, надо сначала их просто найти, - говорит руководитель промышленного коворкинга "Gараж" при Донском государственном техническом университете Владимир Колодкин. - Именно это стало нашей первой задачей, когда мы решили организовать конкурс "Донская сборка". Обратились в местное общество, объединяющее таких людей. Но, оказалось, это уходящий корнями в прошлую эпоху закрытый клуб, где никто не хочет встраиваться в реальные условия: осваивать маркетинг, учиться грамотно представлять идею и, в конце концов, ее продавать. Когда мы предлагали что-то доработать, посоветоваться с инженерами, ответ был: "Дайте деньги, мы сами все доделаем". Изобретатель ускользал от общения, предполагая, что его обманут, несмотря на имеющийся у него патент. Совместная работа не получилось.

Потерпев неудачу, сотрудники промышленного коворкинга обратились к другой аудитории: студентам, преподавателям, молодым ученым и предпринимателям, которые не состояли ни в каких союзах. Через соцсети и СМИ бросили клич: если у вас есть идея, мы предоставим возможность показать ее экспертному совету: инженерам, бизнес-среде, банковским сотрудникам. Заработало сарафанное радио, и откликнулись многие. В результате под крышей промышленного коворкинга собрались технари, у которых было желание реализовать свои ноу-хау. Так и родилась "Донская сборка" - ярмарка технических проектов. Заявки на ней соискатели предлагают в течение года, эксперты рассматривают их и решают, работать ли с ними дальше. На первом этапе тем, кто прошел предварительный отбор, помогают довести идею до ума, организовать презентацию. Сама ярмарка, когда новаторы презентуют проекты потенциальным инвесторам, длится несколько дней. Но это лишь видимая часть, за которой скрывается огромная работа специалистов над раскруткой идеи. Конкурс стал открытым, в нынешнем году помимо жителей области в число финалистов вошли представители соседних республик и стран ближнего зарубежья.

- Современные изобретатели - абсолютно разношерстная публика: от возраста до образования и опыта работы, - утверждает Владимир Колодкин. - Самому юному участнику промышленного коворкинга 12 лет, а самому пожилому - 78. Одни проекты нуждаются в доводке, а другие практически готовы к демонстрации. Типичная ошибка изобретателей - неумение донести идею кратко, буквально в нескольких предложениях. Есть такое понятие elevator pitch - "презентация в лифте". Новатор должен изложить суть проекта вечно занятому инвестору, пока тот едет в лифте. Сегодня больше 80 процентов изобретателей не умеют презентовать инновацию грамотно.

Присматриваются к донским новаторам не только местные коммерческие предприятия, но и зарубежные компании. Удивили банкиры. Руководитель отдела по работе с ВИП-клиентами крупнейшего банка прошел по выставке, взял на карандаш все, что ему показалось интересным, а затем показал эти изобретения своим постоянным клиентам. Есть идеи, которые уже успешно реализуются. Например, Максим Олейников придумал брусчатку со встроенными светодиодами, покрытую уникальным химическим составом. Пешеходный переход, сделанный с такими элементами, светится разными цветами, их можно менять, скачав на телефон специальное приложение. Октябрьский и Усть-Донецкий районы заинтересовались идеей и сейчас сотрудничают с изобретателем. Кроме того, Олейников предложил установить в парках "вайфай-деревья" - конструкции с независимым энергопитанием, у которых листья являются солнечными батареями. Эти "деревья" раздают Интернет в радиусе 150 метров. Предложением заинтересовалась ростовская администрация. Сергей Савченко придумал устройство для очищения воздуха в офисе с помощью водорослей. Проект уже привлек зарубежных инвесторов. Предугадать, чем заинтересуется инвестор, сложно, но наиболее востребованы сегодня "зеленые" технологии и технологии "умный дом" с автономными источниками энергии. Еще одна перспективная область для изобретателей - автоматизация типовых производственных процессов.

Откуда берутся средства на реализацию идей? Есть классическая схема Family - friends - fools, то есть деньги дают семья, друзья и дураки. В промышленном коворкинге финансовая сторона выглядит по-другому. Часть средств действительно могут внести изобретатели, конечно, если они у них есть, а часть - финансовые партнеры проекта. Университет предоставляет помещение, оборудование (3D-принтеры и материалы) и кадры - студентов, желающих участвовать в разработках. Нужны ли изобретателю продвигающие его идею структуры, спор не закрыт. Но если судить по результатам "Донской сборки", инвестор уже сам ищет новые идеи и готов их реализовать, значит, площадки, где новатор и бизнесу могут увидеть друг друга, необходимы.

Мнения

Михаил Розенблит, кандидат социологических наук ЮФУ:

- При слове "изобретатель" многие представляют себе героя Стругацких - отца Кабани, гениального химика, который жил в Пьяной берлоге и вел соответствующий образ жизни. Но время одиночек прошло. Появилась профессия технологический брокер. Это технари, умеющие говорить с учеными на одном языке, но и в производстве разбирающиеся не хуже. Таких специалистов очень мало, они растут на базе крупных современных предприятий. "Донская сборка" - это попытка создать структуру, работающую на стыке производства и науки. В перспективе она должна дать этих уникальных специалистов. Да, технологические брокеры берут дорого, 20 - 30 процентов от прибыли, которую приносит внедрение изобретения. Но они не просто соединяют изобретателя и инвестора, они умеют довести проект до производства, по сути, дают ему жизнь.

Владимир Меньшов, ростовский инженер-рационализатор:

- Настоящий изобретатель не концентрируется на будущей прибыли, когда обдумывает идею, иначе он не создаст ничего стоящего. Но вообще-то деньги нужны ему, как и любому человеку. Когда в тонкую сферу творчества вступает бизнес, он создает крайне несправедливую иерархию, где носителю идеи отводится самое скромное место, а сливки снимают менеджеры. Есть пример, когда известный врач потратил десятилетия на внедрение изобретения в области медицины, но добился своего. Он получил международное признание, всевозможные премии, создал институт. Авторскими правами он не поделился ни с кем. Сейчас его упрекают в том, что это задержало развитие метода на 20 - 25 лет, без помощи остались сотни тысяч людей. Но почему упрекают доктора, а не тех, кто хотел урвать от его дивидендов изрядный кусок и годами вставлял палки в колеса, заставляя делиться?