Почему смерть маньяка Чарльза Мэнсона оказалась в топе мировых новостей

Весть о смерти в калифорнийской тюрьме 83-летнего маньяка Чарльза Мэнсона в несколько часов держалась в топе мировых новостей. На сайтах, вывесивших ее первыми, тысячи просмотров, СМИ смакуют подробности из его кровавой биографии: жестокая расправа над женой режиссера Романа Полански, идеологическое руководство сектой "Семья" с человеческими жертвоприношениями...

Вспомнилось, как наши средства массовой информации провожали в последний путь вора в законе Мишку Япончика в октябре 2009 года: первые полосы, драгоценные минуты репортажей в теленовостях. А вот о том, что почти в одно время с ним скончался легендарный космонавт Павел Попович, написала одна не самая популярная газета. Кто у кого идет на поводу, когда выстраивается рейтинг важного и интересного: СМИ у общества, которое охотнее лайкает о маньяках и оскандалившихся балеринах, или наоборот. Об этом наш разговор с заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов.

У нас что сейчас плохо с героями, заслужившими внимания страны?

Сергей Ениколопов: Послушайте, ну не сообщали бы СМИ о Мэнсоне, кто бы его вспомнил сейчас? Сейчас мало пишут о жизни космонавтов, о их научной деятельности, чем эти герои занимаются и как живут, поэтому и нет их в топах. Если такова редакционная политика, любая смерть криминального авторитета, что в Америке, что у нас, будет раскручиваться. Раскрутка серийных убийц вообще очень выгодное дело. В США вы входите в книжный - там полки посвященные маньякам, в частности, Мэнсону: что-то адвокат о нем пишет, что-то он сам вспоминает, что-то мама его или еще кто-нибудь… Это меня поражало еще 20 лет назад: люди, которых изолировали от общества пожизненно, оказывается, живут там неплохо. Вдруг выясняется, что в и в тюрьме можно быть "звездой". И заиметь на свободе последователей. Поскольку у любой "звезды" есть подражатели.

Известный факт: человека привлекает ужасное, страшное, ему хочется заглянуть в бездну. Это в нашей природе, если верить Фрейду.

Сергей Ениколопов: Но современный человек, не неандерталец, не должен идти только за своими потребностями. Да, привлекают сообщения о страшном, потому что смерть прошла мимо. Но нас, если следовать тому же автору, и секс привлекает. Но это не значит, что все газеты и журналы должны работать на порно-индустрию. Это же безобразие, что на федеральных каналах часами обсуждают снимки некой балерины. Как вы думаете, какое количество наших барышень захочет ей подражать? Большое. Потому что через таких персонажей, как пресловутая балерина, у нас сформировано представление об успешности. Если же мерилом успеха являются деньги, то у общества будут большие проблемы.

И еще. Исследования о формировании наклонностей показали, что все хорошее хотя и запоминается, но не на долго. Значит, о хорошем тем же СМИ нужно говорить чаще и больше. Плохое запоминается с одного раза. Это научный факт. Новость о Мэнсоне должна была пройти одной строчкой. Только потому, что он как-то связан с именем хорошего режиссера Романа Полански. Но кто из журналистов вспомнил, что он снимал хорошие фильмы? В лучшем случае - о его сексуальных скандалах.

Вдруг выясняется, что и в тюрьме можно быть "звездой". А у любой "звезды" есть подражатели

Но ведь СМИ только дает нам то, что мы с удовольствием будем покупать: смотреть или читать. СМИ - это отражение не только потребностей, но и вкусов общества…

Сергей Ениколопов: Да не в гражданах дело. Граждане читают то, что им предлагают. СМИ - это как собака, укусившая свой хвост: отражение отражения… Сейчас не принято вспоминать советское время в положительной коннотации. Но тогдашние СМИ "навязали" народу интерес, скажем, к науке. В хорошем смысле навязали, точнее даже сказать: часто предлагали. В США в "Нью-Йорк тайм" десятки страниц посвящены действующим ученым. Научная журналистика очень востребована. Когда я там, к примеру, разговорился с посетителями музея и сообщил, что мой брат работает у Уотсона, то тут же увидел: люди, даже не имеющие отношения к генетике, очень хорошо знают своего нобелевского лауреата. Никто из них не интересовался ДНК, но Уотсон - раскрученная фигура! И в этом заслуга СМИ.

Депутаты Госдумы тоже считают, что наши СМИ и сериалы учат плохому: буквально сегодня внесли законопроект, запрещающий пропаганду криминальной субкультуры в интернете и средствах массовой информации…

Сергей Ениколопов: Вот-вот. Они понимают, что средства массовой информации не просто слепки с общества делают, они формируют героев. Ну кто поделился со школьниками подробностями уголовной субкультуры? Не родители же и учителя! И вот теперь, насмотревшись криминальных сериалов и романтизируя поведение уголовников, они собирают общак, изучают сленг и "понятия", создают на этой почве интернет-сообщества.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"