Что могло случиться с аргентинской подводной лодкой
Напомним, что эта субмарина совершала ординарный переход с одной базы в другую. Последний сеанс связи состоялся 15 ноября в 00.30 по местному времени. В сообщении говорилось, что San Juan идет курсом 015 градусов со скоростью 5 узлов, ни о каких проблемах не сообщалось. Больше экипаж на связь не выходил.
Поиски замолчавшей лодки во второй половине 16 ноября вела авиация. А с утра 17 ноября началась полномасштабная поисково-спасательная операция. Сегодня в ней участвуют десятки самолетов, вертолетов, надводных кораблей и автономных необитаемых глубоководных аппаратов самых разных стран. Основная зона поиска в 430 км от берега в районе полуострова Вальдес на юге страны. На борту пропавшей субмарины находятся 44 человека.
Известно, что в момент последней радиосвязи 15 ноября погода в месте нахождения лодки была штормовая с сильным волнением. Глубина моря в данном районе около 350 м. Для подлодок того класса, к которому относится San Juan, она критическая. К тому же там есть впадины глубиной до километра и более.
Дизель-электрическая субмарина San Juan спроектирована и построена в Германии. Спущена на воду в 1983 году, в составе ВМС Аргентины с 1985 года. Таких лодок немецкого проекта TR-1700 в военно-морских силах этой страны две.
Надводное водоизмещение - 2116 тонн, подводное - 2264 тонны. Длина - 65 м, ширина - 7 м. Подводная скорость - 25 узлов (46 км/ч), надводная - до 15 узлов (28 км/ч). Максимальная глубина погружения - 300 метров. Автономность плавания - 30 суток. Вооружение - шесть 533 мм торпедных аппаратов. Боекомплект - 22 торпеды или 34 мины.
Могут использоваться многоцелевые торпеды немецкого производства типа SST-4 и американские противолодочные торпеды Mark 37 mod. 2. И как раз американские торпеды, по мнению экспертов, могли стать одной из причин исчезновения или даже гибели лодки. На Mark 37 используется склонная к перегреву серебряно-цинковая батарея, уже было зафиксировано несколько случаев их воспламенения и даже самопроизвольных взрывов.
Ветеран-подводник капитан запаса II ранга Владимир Зубов, служивший на Северном флоте, считает, что уверенно говорить о том, почему прервалась связь с аргентинской субмариной, сейчас смысла нет. По его словам, случиться могло все, что угодно. Аргентинская сторона не уточняет, в каком положении шла лодка. Судя по малой скорости - в надводном. В 1961 году, напомнил Зубов, в Баренцевом море затонула советская дизельная ракетная подлодка С-80. Нашли ее только в 1969 году. Выяснилось, что обледенел запирающий клапан устройства работы дизеля под водой, и при погружении вода хлынула внутрь корпуса. Возможно, какой-то технический дефект был и на San Juan. При срочном погружении вода могла быстро заполнить один отсек - этого достаточно, чтобы субмарина пошла на дно. Но это лишь предположение.
Председатель Совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан запаса I ранга Игорь Курдин также считает, что любые версии строить преждевременно. В 2005 году Игорь Курдин в составе делегации ветеранов ВМФ побывал в Аргентине, где ознакомился, в том числе, с субмариной San Juan и ее тогдашним экипажем. Как рассказал "Российской газете" Игорь Кириллович, профессионализм и выучка аргентинских подводников произвели на него приятное впечатление. Сама лодка, хоть и не новая, но находилась в хорошем состоянии. Экипаж за ней следил и был готов к любым неожиданностям.
Скорее всего, как считает Курдин, лодка все-таки шла в подводном положении малым ходом. И совершенно неожиданно на борту возникла чрезвычайная ситуация. Это мог быть, например, стремительно развивающийся пожар. Запас плавучести лодок типа San Juan меньше десяти процентов. У наших, для сравнения, он превышает двадцать пять процентов. Поэтому поступление забортной воды внутрь прочного корпуса почти не оставляет шансов на подъем даже при продутых балластных цистернах. Почему не всплыл аварийный буй - тоже, по мнению ветерана-подводника, одна из загадок. Но ответить на все вопросы можно будет лишь после того, как лодку найдут.