Терновка - типичный пример такого невезения. Райцентр на востоке Воронежской области обошли стороной и значимые трассы, и советская индустриализация. Отсюда можно доехать прямым поездом в Санкт-Петербург, Волгоград или Ташкент, а вот до Воронежа ходят только автобусы (расстояние - больше 200 километров). Тамбов поближе, но разница в 50 километров погоды не делает. Экономика держится на сельском хозяйстве.
- Инвесторы-аграрии не идут к нам по одной простой причине - нет свободной земли. Основная масса наделов была поделена между двумя компаниями еще до моего прихода, - рассказал глава администрации Терновского района Ирина Белова, в недавнем прошлом - хозяйка ЗАО "Фруктовое". - С этими компаниями изначально не было подписано соглашение о дополнительной социальной ответственности, поэтому они не участвуют в софинансировании инфраструктурных проектов. На терновской земле занимаются растениеводством, а животноводческие комплексы и переработку расположили в соседней Тамбовской области, там же зарегистрировано все имущество. Соответственно, страдает налоговая база нашего района. Общий язык с этими фирмами не найден до сих пор. Местным же агропредприятиям и фермерам негде развивать то же самое животноводство и переработку сырья. Есть удачные начинания (например, у компании "Агротех-Гарант"), но их сдерживает нехватка площадей. Мы видим, что не везде земля используется эффективно. А изъять ее и передать кому-то другому не можем: поля исправно обрабатываются, задолженности по налогам нет.
С подобной проблемой сталкивались в Семилукском районе (он граничит с Воронежем и к "депрессивным" не относится). Но когда группа "Черкизово" наметила построить там пять свиноферм на 40 тысяч голов каждая, то местные власти ухитрились выкроить нужные площадки. Земельные наделы забирали у фермеров, выплачивая им компенсации. Повод - неплатежи по договорам аренды (достаточно двух просрочек) или нарушение севооборота. Отношение к этой практике и к самому инвестору у семилукцев неоднозначное, однако работать на комплексах они не отказались.
- Понятно, что нет в Воронежской области участка в три-четыре тысячи гектаров, который бы лежал и ждал своего инвестора. Но наделы могут переходить из одних рук в другие. Нет товара, который бы не продавался, - вопрос в цене, - подтвердил глава Бутурлиновского района Юрий Матузов.
В самой Терновке есть участки под промышленные производства. Предложения, по словам Беловой, "выставлены на всех сайтах", но инвесторов не устраивает логистика.
- Всем нужны федеральные трассы. От нас недалеко Волгоградская (М-6 "Каспий"), только вот до самого Волгограда ехать и ехать… Сколько ни рассуждай о социальной ответственности, о спасении села - бизнес есть бизнес. Если собственнику предприятия невыгодно так далеко возить сырье или товар, то все наши фантазии будут впустую, - констатировала Белова.
Под ее словами, пожалуй, подпишутся и в большинстве других муниципалитетов со слабым уровнем развития. Земля не простаивает ни в Петропавловском районе с его песчаными почвами, ни в Богучарском с его "морем" подсолнухов. А промышленности, да такой, чтобы могла "потянуть" высокие затраты на транспортировку, - считай, нет. Кантемировским аграриям рукой подать до Луганской области (но там нет рынка сбыта), а до столицы региона - триста километров…
Бутурлиновка - пример противоположный. В 2012-м район был отстающим, а теперь подтянулся и выбыл из списка территорий, где инвесторам предоставляют усиленные льготы. Объем инвестиций за последние годы превысил здесь четыре миллиарда рублей. И это при том, что преференции компаниям предоставлялись не по максимуму.
- Нам готовы были дать дополнительные средства на создание инфраструктуры для бизнеса, но тогда к этому оказались не готовы ни мы, ни сами инвесторы, - признался глава администрации Бутурлиновского района Юрий Матузов. - Но потом сориентировались и стали использовать региональную поддержку. Так, один проект был признан особо значимым - областные власти помогли сделать к площадке дорогу, провести электричество, воду и газ. Московской фирме, которую заинтересовало у нас 600 гектаров заброшенных садов, пригодились льготы по земельному налогу - хоть как-то снизить затраты, ведь раскорчевка стоит очень дорого. Более двух миллиардов рублей инвестировала компания "Агроэко". Этим вообще только площадку дай - дальше справятся. Несут приличную социальную нагрузку, все проблемы решают, какие попросим. Недавно пришли инвесторы на мясокомбинат - у прежних собственников оборот составлял 180 миллионов рублей в год, а эти уже на полтора миллиарда вышли. Сами запустили очистные, планируют развивать деликатесный и колбасный цеха. Один крайне проблемный актив удалось передать под крыло ГК "Продимекс". Для них основной актив - земля. Но нам удалось найти понимание и в плане сохранения животноводства: для района 600-700 голов КРС принципиально важны, в том числе с точки зрения занятости населения.
Чтобы привлечь в Бутурлиновку предпринимателей, чиновники выложили в Интернет инвестиционный паспорт района (бумажную версию раздают везде, где только можно "зацепить" собственников бизнеса). Указали, какие здесь имеются природные ископаемые, какие доступны энергоносители, какие виды производств существовали исторически (к примеру, обувное). Для свободных промплощадок набросали бизнес-проекты - в упрощенном виде, как идеи для тех, у кого завелись свободные деньги.
- Очереди из инвесторов нет, но всех, кто заходит в администрацию "поговорить", мы этими предложениями нагружаем, - добавил Матузов (тоже, к слову, выходец из бизнеса). - Я всегда говорю, что готов ходить к инвестору на планерку и получать "наряд": что должны сделать районные чиновники, чтобы удалось реализовать перспективный проект. Думаю, в ветвях власти - районной и региональной - не осталось людей, настроенных вставлять бизнесу палки в колеса. Вот у нас возникла проблема с подключением к электросетям для мясокомбината. Энергетики выставили запредельные требования. Пришлось подключить правоохранительные органы и вдобавок отдать свободные мощности, которые были в распоряжении администрации.
Увы, само по себе присутствие в районе крупных компаний не снимает острые социальные проблемы. Между тем их решение, как считается, повышает привлекательность территории для инвесторов. Строить детсады, школы, медпункты и спортзалы за счет местного бюджета нереально. Да и как их потом содержать? Особенно в небольших селах.
- В миллионном Воронеже население растет. А что ждет самое дальнее у нас в районе село Сериково?.. Сохранить населенный пункт может ферма, школа и ФАП. Соцобъекты мы стараемся возвести по региональным и федеральным программам, когда это позволяют нормативы. Когда не позволяют - что делать? Интернат в райцентре делать и возить туда детей на пятидневку? Детский садик с круглосуточным пребыванием у нас уже есть. Но это еще ладно. Как заставить компанию, у которой пять-шесть тысяч гектаров пашни, построить ферму? Только плясать вокруг и ждать, что гражданское сознание придет. Или установить на законодательном уровне такое правило: условно говоря, на каждую тысячу гектаров заводи тысячу коров. Тогда можно говорить и о занятости на селе, и о вовлечении в оборот неудобий и сенокосов, - отметил Матузов.
Его поддержали коллеги из других районов, предложив в качестве альтернативы денежный взнос в бюджет района для тех латифундистов, кто не готов заниматься скотоводством. Мол, не создал рабочих мест на фермах - хотя бы на "социалку" раскошелься…
За последние годы в Воронежской области целый ряд крупных растениеводческих хозяйств действительно занялся животноводством по рекомендации региональных властей. В том числе в "депрессивных" районах.
- С мелким бизнесом никакие разговоры не помогут, если невыгодно возить продукцию за 130 километров. А агрохолдинг может взять на буксир убыточное предприятие и субсидировать его за счет прибыли от других направлений, - заверил заместитель гендиректора ГК "Продимекс" Вадим Ерыженский. - Нас об этом просили не только в Воронежской области (мы присутствуем в восьми регионах РФ), нормальная практика. Но развитие малых сел порой упирается в косность местного населения. Приведу пример из практики "Продимекса" в другом регионе. Нам предложили расширить свои земельные угодья в обмен на развитие большого села, где разорился колхоз. Село это было для нас единственным источником рабочей силы. Люди десятки лет жили в определенном режиме, из колхоза не возвращались домой без ведра комбикорма или курочки под мышкой. Мы устали ловить трактористов, которые на 500-сильных машинах ездили с поля на обед за 20 километров. Увольняли народ толпами за воровство. Возбуждали уголовные дела. Стали возить работников из соседних сел - так местные ночью перекапывали дороги, а когда утром автобус с персоналом останавливался у траншеи - ломали передний мост, лезли в драку… Нескольких охранников убили у нас! Короче, люди сделали все, чтобы мы ушли. Предприятие не закрыто, но в его развитие мы уже почти не вкладываем.
По словам менеджера, сама система преференций для бизнеса на "отсталых" территориях придумана разумно, но у руководителей районного уровня мало рычагов влияния на ситуацию. Вдобавок льготы больно ударяют по бюджету. Допустим, инвестору уменьшили ставку земельного налога - значит, сократились поступления в муниципальную казну. Через пару лет после того, как открылось новое производство, ставку могут повысить. Интерес местных чиновников понятен: получить наконец-то отдачу от проекта. Но бизнес-план ведь составлен с учетом льготы.
- Инвестор жалуется губернатору, район вынужден применять какие-то околозаконные методы, чтобы компания не "сбежала"… - пояснил Ерыженский. - Я это все прекрасно понимаю - работал и в областной администрации, и на федеральном уровне во власти. Как чиновнику мне казалось, что мироеды - инвесторы, не понимают социальной ответственности. Сейчас я вижу, как сложно со стороны оценить ситуацию в компании. Реальную картину бизнес не показывает, чтобы не испортить имидж. А все думают: "Ну раз у вас все так жирно - давайте-ка, делитесь". Самая сложная должность, конечно, - глава района. Сверху тебя долбят, снизу на жалость давят - огород бабушкам вскопай, оградку на кладбище поставь…
Справка "РГ"
Программу поддержки муниципалитетов с низким уровнем экономического развития в Воронежской области приняли в 2012 году. В список "депрессивных" вошли Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Кантемировский, Петропавловский, Репьевский и Терновский районы. При строительстве объектов социальной и инженерной инфраструктуры такие районы могут рассчитывать на 95-процентное софинансирование из казны региона (остальные должны покрывать из собственного бюджета треть расходов). Действующие предприятия, которые реализуют здесь новые проекты, могут получить льготу по налогу на прибыль (в части, зачисляемой в облбюджет, ставка снижается с 18 до 13,5 процента). Инвесторов освобождают от налога на имущество организаций и на транспорт. Кроме того, предусмотрены компенсации части процентной ставки по займам и предоставление областного имущества в качестве залога при кредитовании.