Перевозчики потребовали изменить систему весогабаритного контроля

Нижегородские предприниматели, занимающиеся автомобильными грузоперевозками, решили обратиться в региональное и федеральное министерства транспорта с предложением доработать систему автоматического весогабаритного контроля (ВГК). Бизнесмены уверены, что из-за ее недостатков, в том числе технических, они получают необоснованные штрафы, исчисляемые миллионами рублей, в результате чего ряд фирм оказался на грани банкротства.

На дорогах Нижегородской области установлено шесть автоматических стационарных постов весогабаритного контроля. Последний рубеж был построен в августе 2016 года, после чего система работала в тестовом режиме, а с 12 января 2017 года стали выноситься постановления о нарушениях.

По словам начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) в области дорожного движения ГИБДД региону Сергея Кулагина, с тех пор система зафиксировала свыше 3,5 тысячи нарушений, общая сумма штрафов составила 784 миллиона рублей. Получается, в среднем 224 тысячи за каждое.

Грузоперевозчики считают, что система работает некорректно. Многие говорят, что самостоятельно взвешивают машины перед каждой отправкой в рейс, нормы соблюдаются, однако штрафы все равно приходят. Отдельно стоит вопрос по наливным грузам: зачастую водители инстинктивно притормаживают перед рамками ВГК, из-за чего жидкость в бочке смещается в ее начало и происходит перегруз на конкретную ось. При этом производители обычно специально делают переднюю часть бочки тяжелее задней, чтобы она плотнее примыкала к автомобилю и вся конструкция была более устойчивой. Ранее об этих нюансах многие просто не думали.

В результате предприниматели оспорили в судах почти 1,1 тысячи постановлений о штрафах, правда, выигрывают дела они крайне редко. Фемида исходит из того, что система автоматического ВГК была сертифицирована, прошла проверки и экспертизы, а значит, сомнений в ее достоверности нет.

- Третья часть решений обжалована, это не безумное количество, это нормально, - уверен Сергей Кулагин. - Речь просто идет о том, что благодаря введению системы вскрылись латентные нарушения, которые были всегда. Аналогичная ситуация и с установкой системы фотовидеофиксации нарушений скоростного режима - после появления камер на дорогах количество штрафов выросло в сотни раз.

Впрочем, предприниматели предъявляют и другие претензии. Так, перед рамками ВГК нет предупреждающих знаков, а после - световых табло, которые сразу показывали бы результат взвешивания. Дело в следующем: водители, уверенные, что их машина идет с грузом допустимого веса, могут проезжать рамки контроля несколько раз за день, как результат - несколько штрафов на сумму, близкую к миллиону рублей, и небольшой перевозчик может сразу закрывать свою фирму.

С требованием поставить такие информационные табло бизнесмены стали обращаться к властям еще с весны текущего года, и вот теперь, кажется, их услышали. Как заявил директор ГКУ НО "Центр безопасности дорожного движения" (ЦБДД) Глеб Иванов, аншлаги, которые бы информировали грузоперевозчиков о результатах замеров, планируется установить в будущем году.

Мнение

Павел Солодкий, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области:

- Представители ЦАФАП настаивают на том, что система работает корректно. При этом 3,5 тысячи постановлений, выписанных перевозчикам, из которых более тысячи сейчас оспаривается в судах, им не кажутся существенными цифрами. Мы будем бороться за добросовестных перевозчиков, потому что убежден: те, кто реально ездит с перегрузом, находят способы избежать штрафов. Они не пишут жалобы омбудсмену.

У нас есть конкретные предложения, которые необходимо реализовать, чтобы система работала по-человечески. Часть из них, по словам директора ЦБДД Глеба Иванова, уже находится в разработке. Однако по-прежнему остается открытым вопрос о возможности проведения контрольного взвешивания на стационарных постах, разработки отдельных регламентов для перевозки жидких и сыпучих грузов. Мы также планируем на федеральном уровне добиваться снижения размера штрафов за перегруз, потому что они непосильны для большинства организаций малого и среднего бизнеса.