В Уфе на Всероссийском форуме обсудили проблемы въездого туризма

Проблемы, характерные для ситуации, сложившейся в сфере въездного туризма, так или иначе восходят к профессионализму людей, занятых в ней. К такому выводу пришли участники Всероссийского форума гостеприимства и туриндустрии, состоявшегося в уфимском ВДНХ-ЭКСПО.

Эксперты назвали два направления туризма в Башкортостане с достаточно сильными позициями: деловой и оздоровительный. Но в них-то как раз непосредственное участие специалистов туриндустрии минимальное. Больше всего для увеличение турпотока в грамотных кадрах нуждаются познавательный и событийный туризм.

Гендиректор холдинга Profi.Travel Алексей Венгин обратил внимание на то, что регионы не умеют продвигать себя в информационном поле.

- Правильно это делают не более десятка республик и областей. Есть позитивное движение и в Башкирии. Но в большинстве случаев в регионах не понимают, какой продукт и какой аудиторией будет востребован. Изучая туристические сайты регионов, порой хочется плакать, видя, как представлена информация. В одну кучу смешиваются события деревенского масштаба и федерального. Уже набило оскомину создание "брендовых маршрутов”, не имеющих ничего общего с реально продаваемыми, пользующимися популярностью у потребителей. Они заявляются на различные конкурсы и продвигаются, в то время как успешные - игнорируются, - констатировал Алексей Венгин. - Но одним продвижением не обойтись. Необходимо повышать профессиональный уровень тех, кто занимается развитием туризма на местах. Организовать обмен опытом между регионами и, возможно, даже создавать федеральные стандарты организации работы региональных органов управления туризмом. К нам очень часто обращаются с большими проектами и жалуются, что главная проблема - не в отсутствии помощи со стороны регионалных властей, а в кадрах. Нет тех, кто может запустить этот бизнес.

Сейчас в туриндустрии задействованы специалисты, имеющие дипломы филологов, экономистов (список можно продолжать), прошедшие курсы переподготовки по какой-то туристической специальности.

Как отметила член межведомственного совета по подготовке кадров в сфере туризма и совершенствования управления качеством туристских услуг Лилия Биткулова, с 2015 года в рамках ФЦП "Развитие внутреннего туризма” действует программа подготовки профессиональных кадров за счет бюджетных средств. В 2015 году по всей России обучено пять тысяч человек, в 2016-м - девять тысяч.

- Курсы предназначены для людей, уже имеющих образование и практический опыт работы. В Республике Башкортостан есть региональная площадка, которой необходимо активнее взаимодействовать с бизнесом, уточнять, какие кадры нужны, - подчеркнула Лилия Биткулова.

Сейчас в туриндустрии задействованы специалисты, имеющие дипломы филологов, экономистов (список можно продолжать), прошедшие курсы переподготовки по какой-то туристической специальности.

Профильных специалистов выпускают несколько вузов Башкортостана. Но их количество недостаточно, а уровень подготовки не устраивает работодателей. А все потому, что туристическое сообщество и вузы функционируют сами по себе, не соприкасаясь друг с другом.

- Рыночной экономике уже 20 лет. Мы прекрасно знаем, как перенимать опыт, но все равно остаемся в той системе, когда за 4-5 лет учебы практика у студента составляет суммарно 3-4 месяца. Единственное, чего добились вузы: выпускники владеют иностранными языками. Колоссальный результат! - сказал заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый. - При этом профессиональное сообщество не может заявить министерству образования, какие кадры ему нужны и сформулировать эффективную программу. Рынок требует других специалистов - этого можно добиться только через практику.

Генеральный директор туроператора "Урал - Тенгри" Александр Гончаров говорит, что у редких студентов прослеживается мотивация развивать туризм в России. Как правило, они стремятся работать и жить за границей.

- Для своих активных маршрутов с начала 90-х годов мы сами готовили кадры. Проводили курсы, по­гружали в реальную практику, чтобы они умели не только еду на костре приготовить или палатку поставить, но и знали всю коллекцию путешествий, географию республики. Для внутреннего туризма, где много переездов, разных локаций, а наша республика по площади сравнима с одной из европейских стран, знание географии, отличия одной территории от другой, транспортных путей необходимо. Нынешние опытные кадры - это те, кто ходил в школьные годы в походы, много где был, видел, знает природу, имеет элементарные туристические навыки. Детский туризм традиционно отнесен к ведению министерства образования, но у него нет внятной концепции. Динамика поездок школьников сегодня катастрофически сокращается. Дети не знают родную страну, - прокомментировал ситуацию Александр Гончаров.

Пока конкретных мер устранения кадрового голода никто не предложил, звучат одни рекомендации. Но выход искать надо, и чем быстрее он найдется, тем лучше.

- Программа развития внутреннего туризма предполагает участие федерального центра в больших инфраструктурных проектах регионов. Заявки от Башкортостана на 2018-й и последующие годы будут поддержаны Ростуризмом. Мы посмотрим, как помочь не только финансами, но и в продвижении, повышении узнаваемости республики за рубежом, - отметил Роман Скорый.

Цифра

50 позиций вошли в событийный календарь Башкортостана.