Дробильно-сортировочный комплекс в Сакском районе перемалывает тырсу с выработанных карьеров, где добывали ракушечный камень.
- С точки зрения экологии щебень из ракушечника великолепный и уникальный материал, - говорит технический директор компании Владимир Ефимов. - Из него сделано основание дорог на территории всего района, которое стоит десятилетиями. Асфальт над ним раскатывается, а основа дороги остается целой, потому что материал благодаря вяжущим свойствам образует естественную монолитную плиту, не расползается, не подвержен влиянию влаги, ведь ракушечник рождается в воде, при этом прекрасно пропускает воду. Мы на предприятии сделали из этого материала эстакаду, по которой уже год ездят большегрузные автомобили, и на ней даже колеи не образуются. Так что плюсов у этого материала много, а минус всего один: поскольку он уникален, в России нет на него ГОСТа.
Последний раз технические условия применения щебня из ракушечника для дорожного строительства были утверждены еще в Украинской ССР в 1977 году. На основании этого документа в Сакском районе были построены межпоселковые дороги, по которым до сих пор ездят автомобили.
Инвестор поинтересовался, как сейчас выполнить новые научно-исследовательские работы, чтобы получить официальное подтверждение пригодности материала для строительства межпоселковых дорог. Ученые выставили счет за свои услуги со слишком большим количеством нулей. Только одно исследование на пригодность материала в дорожном строительстве зашкалило за 200 тысяч рублей.
- Мы вложили в реализацию проекта 56 миллионов собственных средств, закупили в Китае оборудование дробильно-сортировочного комплекса, платим арендную плату за участок, - говорит инвестор завода Александр Пурышев. - И когда проходили этап согласования инвестпроекта, все министерства ответили нам, что такой материал очень нужен Крыму. Министр строительства обещал, что все, что мы сможем производить, будет востребовано.
Единственные покупатели ракушечного щебня сегодня - это физические лица, которые занимаются индивидуальным жилищным строительством. Правда, покупают немного, поэтому пока комплекс работает в одну смену, задействуя свои мощности всего на 10 процентов. Хотя установленное оборудование позволяет работать в три смены, перерабатывая 1,5 тысячи тонн сырья в сутки.
Дефицита ракушечника нет: неподалеку от дробильного комплекса находится около 30 карьеров, в которых добывают этот камень. Часть из них выработана, и сейчас там лежат отходы камнепиления и горы бытового мусора.
- В округе сосредоточено около 50 миллионов кубометров отходов камнепиления, - рассказывает Владимир Ефимов. - Мы взяли всего 50 гектаров одного из карьеров, чтобы переработать остатки камня и рекультивировать участок за собственный счет. Вроде бы благое намерение, ведь район изрыт бесхозными карьерами, их рекультивацией никто не занимается. Всего в бесхозном состоянии на территории Сакского района 3300 гектаров, которые можно привести в порядок, получив полезный материал, а землю передать для использования в сельском хозяйстве, например, для пастбищ или виноградников.
Себестоимость производства щебня из ракушечника - всего 300 рублей за тонну, тогда как гранитного - 1300, потому что здесь совсем другая технология и более высокие энергозатраты на переработку.
- Мы понимаем, что в строительстве, например, трассы "Таврида" нельзя использовать наш материал, но это и не нужно, потому что для нее везут материалы с материка, однако есть муниципальные дороги, - говорит Александр Пурышев. - Зачем везти гранитный щебень издалека, чтобы покрыть им дорогу из одной деревни в другую? Она же золотая будет. Значительно выгоднее использовать в строительстве региональных дорог местный дешевый материал.
Кроме того, применять его можно и для производства современных стройматериалов. В свое время Сакский завод ЖБИ изготавливал на его основе бордюрные блоки.
- У нас в планах тоже было создание цеха по производству из ракушечного щебня строительных блоков, бордюров и тротуарной плитки, - говорит Владимир Ефимов. - Но если не удастся решить проблему загрузки производственных мощностей, по всей видимости, придется закрывать инвестиционный проект, ликвидировав производство и распродав оборудование.
Андрей Мельников, министр экономического развития Крыма:
- С подобной проблемой мы сталкиваемся впервые. То, что мы увидели и услышали, выглядит перспективно, но нужно подтверждение, что из ракушечного щебня действительно можно строить приличные по качеству и дешевые межмуниципальные неасфальтированные дороги. Денег на асфальт у нас на все дороги не хватит, а строить их нужно. Поэтому мы будем проверять эффективность идеи. Если она подтвердится, инициируем поручение руководства Совмина, чтобы детально изучить, что нужно сделать, чтобы использовать материал. Здесь главное - экономия расходов бюджета на строительство региональных дорог. Если мы высвободим деньги из дорожного строительства, то сможем больше направить на медицину, ремонт школ и сельских клубов.
Олег Морозов, генеральный директор Корпорации развития Республики Крым:
- Из 174 соглашений корпорации в строительной отрасли заключено 41 на сумму более 68 миллиардов рублей. У инвестиционных проектов в сфере строительства есть свои особенности. Корпорация развития вместе с минэкономразвития Крыма делает все возможное, чтобы сократить срок оформления документов и создать комфортные условия для инвесторов. Руководители проектов сопровождают каждого инвестора на всех этапах согласования.