В необходимости чрезмерного накопления резервов регулятор в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) усомнился еще в апреле этого года, но только сейчас выступил с предложением продавать излишки на бирже через рекомендации нефтекомпаниям. "Мы не должны накапливать и накапливать эти запасы и удерживать. Мы должны их гибко использовать", - считает начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин (цитата по ТАСС). "Интервенции проводить? Это возможно. Мы подумаем", - сказал в ответ замминистра энергетики Кирилл Молодцов.
К 1 ноября этого года запасы НПЗ и ПНПО по зимнему дизелю, арктическому и межсезонному топливу должны были составить 700 тысяч тонн - это рекомендация минэнерго крупным компаниям. В итоге норма перевыполнена (около миллиона тонн на начало месяца). Запасы автобензина превышают полтора миллиона тонн. При этом сейчас сезон считается низким, то есть спрос на моторное топливо невысок.
Махонин считает, что 1,3 миллиона тонн бензина - это уровень, ниже которого опускать запасы нельзя, но, например, 1,7 миллиона тонн - перебор. Можно было бы задействовать запасы Росрезерва, но, по словам Махонина, технически это неудобно, так как продать сто тысяч тонн бензина он может только через два месяца после получения приказа.
Самый высокий уровень запасов формируется перед высоким сезоном - в апреле-мае, когда НПЗ начинают уходить на профилактический ремонт. На максимуме запасы достигают двух миллионов тонн. Собеседник "РГ" на трейдерском рынке отмечает, что при их падении ниже полутора миллионов тонн рынок может стать нервозным. В то же время высокие запасы не помогли рынку в июне-июле, когда опт вырос на десять процентов. Получается, что резервы действительно можно попробовать использовать как источник сглаживания необъяснимых колебаний цен на бирже.