Отчасти, конечно, причина кроется в макроэкономической конъюнктуре и долгосрочных стратегиях крупнейших компаний. Но не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в Приангарье наконец-то сложилась "экосистема" поддержки бизнеса, не связанного с сырьевыми рынками.
Этот путь не был легким - почти каждый раз, когда в экономическом пространстве области появлялся новый элемент поддержки бизнеса, он встречал непонимание и даже сопротивление. Однако на сегодня эта среда обрела более или менее законченный вид и, кажется, заработала. По крайней мере, по словам министра экономического развития Иркутской области Евгения Орачевского, Приангарье по разнообразию и капитализации региональных институтов развития является одним из самых сильных субъектов в стране. Совокупные финансовые резервы этой системы достигают сегодня трех миллиардов рублей. Она оказывает предпринимателям информационную и консультационную поддержку, научно-техническую, технологическую, финансовую, имущественную. А еще обучает, помогает сориентироваться в перспективах отрасли, оказывает широкий спектр деловых услуг от аудита до помощи в сертификации товаров и услуг. Причем место в ней находится для представителей самых разных направлений от сельского хозяйства до промышленности, от микро- до среднего бизнеса.
Одно из старейших звеньев этой системы - Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области - некоммерческая организация, которая консультирует и обучает предпринимателей, помогает участвовать в выставках и ярмарках.
Иркутский областной Гарантийный фонд - еще один "старожил" рынка - облегчает доступ представителям малого и среднего предпринимательства региона к кредитным и лизинговым ресурсам, предоставляя поручительства по их обязательствам при недостатке собственной залоговой базы.
Правда, с ужесточением политики банков - высокими процентными ставками, завышенными требованиями, отказом от клиентов-предпринимателей ввиду нового "антиотмывочного" регулирования - для бизнеса, особенного на ранних этапах развития, все более насущной становится задача найти альтернативные источники финансирования.
Поэтому в последние годы в области начала формироваться такая альтернатива - инструменты прямого финансирования и привлечения частных инвесторов в экономику. Ее базой стала "Корпорация развития Иркутской области", находящаяся в областной собственности. Позднее были сформированы Фонд микрокредитования, Агентство инвестиционного развития Иркутской области и совсем "юный" Фонд развития промышленности Иркутской области. В совокупности они способны поддержать проекты как совсем небольшие, которым нужны скромные - 1 - 2 миллиона рублей - суммы (это вотчина фонда микрокредитования), так и довольно крупные, требующие вложений от 20 и более миллионов, чем занимается, например, КРИО.
Причем активность этих институтов растет. Олег Севрюков, гендиректор КРИО, отмечает, что если в 2016 году корпорация рассмотрела 42 проекта и одобрила три из них, субсидировав на 73 миллиона рублей, то за девять месяцев этого года было рассмотрено уже 55 проектов, из них одобрено 11. Объемы финансирования проектов развития региональной экономики достигли 617,4 миллиона рублей. До конца года организация планирует профинансировать еще несколько относительно небольших проектов на общую сумму 1 - 1,1 миллиарда рублей.
Именно КРИО стало одним из инициаторов создания Агентства инвестиционного развития Иркутской области и Фонда микрокредитования, поняв, что у бизнеса большая потребность именно в небольших и средних кредитах. Корпорация вложила в эти структуры более 100 миллионов собственных средств.
- В результате выделение 100 миллионов рублей в фонд микрокредитования позволило привлечь 120 миллионов рублей софинансирования из федерального и областного бюджетов. Фонд выдал около 200 кредитов в 22 муниципалитетах на сумму около 200 миллионов рублей, - комментировал Олег Севрюков деятельность организации.
Нишу не крупных, но и не микрокредитов намерен заполнить Фонд развития промышленности. Его целевой сегмент - промышленные предприятия, занимающиеся высокотехнологичной продукцией, в том числе в сфере импортозамещения.
- Сейчас наши региональные институты развития предлагают либо микрозаймы для малого и среднего предпринимательства, либо уже крупные займы для промышленных предприятий. Ниша льготных кредитов от 3 до 20 миллионов оказалась не заполнена, хотя на них большой спрос, - поясняет Анатолий Коляда, директор ФРП.
Добавим сюда Региональный центр инжиниринга, помогающий малому бизнесу в решении проектных, инженерных и организационно-внедренческих вопросов, центр стандартизации, сертификации и испытаний коллективного пользования, функция которого помогать предприятиям СМП в разработке технической документации и получении отраслевых сертификатов на свою продукцию с тем, чтобы те могли попасть в пул поставщиков крупных высокотехнологичных предприятий. Вспомним Центр кластерного развития... Как отметил Олег Севрюков, все эти институты создавались в разное время, и сейчас организации разобщены: каждый работает в своем направлении, со своими целями и задачами. Необходимо их консолидировать, выстроить взаимные коммуникации, увязать работу в систему - так, чтобы предприниматель, попавший в нее, мог получить комплексную поддержку по принципу одного окна. И кроме того нужно создать навигацию по их услугам. Просто для того, чтобы бизнес не потерялся в услугах и инструментах.
Сейчас такая работа ведется под эгидой минэкономразвития Иркутской области и при содействии Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). И региональное правительство рассчитывает на конкретный результат в виде развития несырьевого сектора производства.