30.11.2017 00:00
Поделиться

Развитию "умных городов" в России мешает дефицит финансирования

Решения в области "Интернета вещей" (IoT) и удаленного автоматизированного управления до сих пор минимально распространены в России. Однако здесь выделяется роль государственного сектора (В2G), представленного решениями "умного города", в том числе телематическими решениями на транспорте. К такому выводу пришли аналитики компании iKS-Consulting. По их оценкам, сегмент B2G генерирует более 80 процентов всех доходов российского рынка IoT. Государство как регулятор также играет заметную роль в стимулировании развития IoT.

Сегмент "умный город" определяет три основные программы: внедрение аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" для улучшения общественной безопасности и охраны порядка в городах, развития интеллектуально-транспортной сети (ИТС) для управления городской транспортной сетью и транспортными потоками и улучшение энергоэффективности в коммунальной энергетике. В 2016 году, по подсчетам iKS-Consulting, общий объем финансирования программ развития "умного города" вырос на 6,4 процента по сравнению с предыдущим годом, превысив 45 миллиардов рублей. Рост произошел прежде всего благодаря увеличению финансирования системы "безопасного города" в Санкт-Петербурге и программ развития интеллектуальных транспортных сетей в регионах. Развитие АПК "Безопасный город" стало крупнейшим сегментом рынка "умного города" России (82 процента от объема 37 миллиардов рублей в 2016 году). При этом свыше половины финансирования в сегменте "Безопасного города" было направлено на развитие московской системы, которая на 85 процентов была профинансирована за счет столичного бюджета, отмечается в материалах iKS-Consulting. В сегменте интеллектуально-транспортных сетей (ИТС) в прошлом году общее финансирование составило свыше 5 миллиардов рублей. Самым незначительным остается финансирование программы энергоэффективности - всего около 3 миллиардов рублей в 2016 году. Основная часть проектов связана с модернизацией систем уличного освещения - чаще всего по схеме энергосервисного контракта.

Оценки Национального исследовательского института технологий и связи (НИИТС) подтверждают, что спрос на услуги "умного города" на 82 процента диктуются госсектором. При этом 90 процентов рынка "умных городов" России приходится на безопасность и транспорт, медленнее развиваются энергоэффективные платформы, увеличивается доля умной промышленности. По оценкам интегратора ГК "Техносерв", проекты, которые можно отнести к категории "Умный город", сегодня являются одним из драйверов развития региональных ИТ-рынков. "Но влияние бизнеса на рост умного города по-прежнему минимально, - заметил гендиректор НИИТС Александр Минов. - Госсектор от хаотичного подхода начинает переходить к системному. Муниципалитеты поняли, что умный город - это не набор коробочек или технологий, а комплекс решений, призванный улучшить социально-экономические показатели и повысить качество управления городскими ресурсами для улучшения качества жизни". По его оценке, в России увеличивается спрос со стороны госсектора на системный подход к тому, как использовать технологические возможности для содействия достижению социально-экономических целей.

Незначительным остается финансирование программы энергоэффективности - 3 миллиарда рублей

Одним из серьезных барьеров развития сферы "умных городов" эксперты считают недостаток финансирования. "Очень часто на развитие ИКТ не предусмотрено отдельного бюджета. Москва на развитие городских технологий выделяет 47 миллиардов рублей, а бюджет всего города Сочи - 6 миллиардов рублей", - заметил Александр Минов.

С проблемой согласен и первый вице-президент ГК "Техносерв" Евгений Закрепин. "Из федерального бюджета работы по созданию АПК не финансируются. Регионы и муниципалитеты самостоятельно решают, как поступить - искать собственные средства или привлекать их из внешних источников", - обратил внимание эксперт. Во многих регионах деньги находят, как только осознают, что предупреждение ЧС, например, обходится дешевле их ликвидации. Условно говоря, выгоднее 1 миллиард рублей израсходовать на создание системы мониторинга, предотвращение пожара или наводнения, чем 1,5 миллиарда рублей потратить на ликвидацию их последствий, говорит Закрепин. "Безопасный город" состоит и из доходной части. Это, например, системы фотовидеофиксации, которые позволяют наполнять бюджет за счет штрафов. Например, в Вологодской области развернули систему фотовидеофиксации, и часть средств от штрафов идет на внедрение других частей АПК.

Существуют разные способы привлечения инвестиций для городских властей. "В их числе разработка документа стратегического планирования. У муниципалитетов не всегда есть возможность инвестирования в разрозненные решения", - отметил Александр Минов. Еще один барьер, по его мнению, отсутствие стандартов, которые определяли бы показатели концепции "умного города". "В муниципалитеты обращаются поставщики решений и продуктов для этого сегмента, но не все они эффективны и актуальны для конкретной территории", - добавил эксперт.

Отсутствие необходимой нормативной базы также тормозит развитие "умных городов" и, в частности, улучшение энергоэффективности. В соответствии с 261-ФЗ у региональных властей есть нормативно-правовая база для заключения энергосервисных контрактов, которая дает возможность повысить эффективность городского уличного освещения и экономить от 50 до 70 процентов средств, напомнили в НИИТС. "Самый простой способ - изменить СанПин на лампочки, заменить их на энергосберегающие, что сразу дало бы ощутимую экономию бюджета, - полагает Александр Минов. - А "умное энергосбережение" позволило бы контролировать работу фонарей, включать их только в нужное время суток". Некоторые нормативно-правовые инициативы все же прорабатываются. "На федеральном уровне готовится законодательная база для развития успеха Москвы по платным парковкам, внедрение которых в регионах сейчас затруднено", - рассказал эксперт.

По словам Евгения Закрепина, есть проблемы с нормативным регулированием и в части развития "безопасного города". "Зачастую одно происшествие требует привлечения сразу нескольких городских служб и их слаженного реагирования. В федеральной нормативной базе созданы требуемые точки пересечения: Единая дежурно-диспетчерская служба - для города и ситуационный центр - для губернатора. Однако на практике каждая служба использует собственные данные и действует исключительно по своим нормативным документам", - пояснил он. В то же время задача "безопасного города" - обеспечить горизонтальные стыки во взаимодействии служб и ведомств. В рамках этой программы объединено полтора-два десятка федеральных и областных органов власти и как минимум пять-восемь городских служб.