Собственно, соревнованиям предшествовала выставка "Нейротех", где зрителям представили много всего интересного. Скажем, беспилотный робомобиль "Юниор" от конструкторского бюро Avrora. Или роборуку Bitronics Lab, которая управляется мышечными сигналами. Или "умный дом", наполненный бытовыми приборами, которые включаются и выключаются с помощью интерфейса "мозг-компьютер". И даже систему, способную считывать человеческие эмоции.
- Самое интересное из представленных экспонатов - это социальная сеть "НейроЧат", - говорит исполнительный директор Отраслевого союза "Нейронет" Александр Семенов. - Она работает на основе интерфейсов "мозг-компьютер" (ИМК). Состоит из программно-аппаратного комплекса, нейрогарнитуры и специального интерфейса. С помощью этого комплекса человек может усилием мысли набирать текст на компьютере. В данный момент разработка уже используется людьми с тяжелыми нарушениями речи и движений, в начале 2018 года состоится первый межконтинентальный сеанс связи - пациенты клиник Москвы и Лос-Анджелеса, перенесшие инсульт, пообщаются при помощи "НейроЧат".
По словам устроителей, приобрести комплекс можно уже сейчас, но его стоимость пока довольно высока, поскольку он производится малыми сериями, однако после запуска в большую серию цена значительно снизится.
Но если подобные достижения науки и робототехники на всякого рода форумах высоких технологий зрителям демонстрируются достаточно регулярно, то соревнования с их использованием - это действительно эксклюзив.
Люди за экранами компьютеров с особыми датчиками, оплетающими их головы, ничем не напоминают пилотов "Формулы-1". Однако член жюри конкурса "Нейрогонка" Наталья Галкина называет их именно так. Каждый из них - член команды, за которыми стоят ученые и разработчики из разных научных центров нашей страны: из Москвы, Петербурга, Самары, Калининграда, Нижнего Новгорода. Задача у пилотов одна: не шевелясь, не двигаясь, не издавая звуков, провести свой "батискаф" (так выглядит рисунок на экране) среди извилистых путей морского дна. Ловчее всего это получается у москвича Артема Воробьева. Он инвалид, травма усадила его в коляску шесть лет назад. Однако не лишила нормальной жизни.
По словам руководителя группы, профессора ВШЭ Алексея Осадчего, такие игры незаменимы для людей, восстанавливающихся после инсультов. Умная машина, считывающая сигналы мозга, помогает человеческому организму восстановить нейронные связи.
Не менее зрелищными были и состязания специализированных компактных автомобилей для маломобильных граждан. Внешне этот кар, выпущенный Тольяттинским предприятием Zetta, напоминает обычный электромобильчик с ручным приводом. Его изюминка в том, что погрузиться в него, а также управлять может любой инвалид-спинальник, не пересаживаясь со своей коляски.
Назвать реальную цену автомобиля изготовители пока не готовы, ведь в серийное производство он не запущен. Однако, по прикидкам, стоить такая машина должна будет не более 300 тысяч, чтобы быть доступной людям с весьма скромным доходом.