Индекс готовности к переходу на цифровые технологии невысок

Большинство российских компаний не готовы к цифровой экономике, показало исследование Аналитического центра НАФИ и Фонда "Сколково". Причем Индекс готовности к переходу к цифровым технологиям низкий как у компаний из традиционных секторов (36 процентных пунктов из 100 возможных), так и у высокотехнологичных стартапов (49 процентных пунктов).

Совокупный индекс складывался из нескольких параметров, и по некоторым из них показатели хорошие и у традиционных компаний, и у стартапов. Например, 70 процентов первых и 90 процентов вторых пользуются широкополосным доступом в Интернет. А вот использование других услуг по хранению и обработке данных пока находится на существенно более низком уровне. Мобильным Интернетом пользуются 52 процента традиционных и 85 процентов высокотехнологичных компаний, серверами и дата-центрами - 33 и 63 процента, а облачными сервисами - 25 и 66 соответственно.

Большинство компаний представлены в Интернете, но только у половины есть полноценные сайты с детальной информацией о компании, ее продуктах и услугах. Меньше половины компаний имеют страницы в соцсетях или каналы в мессенджерах. Для автоматизации бизнес-процессов компании используют в основном различные неспециализированные решения, доля комплексных ИТ-решений не превышает 20-30 процентов.

На рынке труда еще нет того количества специалистов, которое бы позволило перейти к цифровой экономике

Слабым звеном в переходе к цифровой экономике остается человеческий капитал. Российские компании практически не уделяют внимание обучению сотрудников цифровым технологиям. "На рынке труда еще нет того количества специалистов, которое бы позволило перейти на цифровую модель экономики, - считает председатель НП "Центр развития инновационного бизнеса" Алексей Михеев. - Развитию цифровых навыков в системе образования уделяется явно недостаточное внимание. Школьников вообще не готовят к этому - конечно, есть уроки информатики, но это, скорее, минимальный базовый уровень, а не полноценное обучение". А талантливые студенты, получив образование и не найдя работы в России, уезжают "цифровизировать" экономику других стран, добавляет эксперт.

"Неготовность компаний к цифровой экономике в значительной мере связана с психологией предпринимателей, - полагает руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич. - Многие из них относятся к поколению "бизнесменов из 90-х", отличаются повышенным консерватизмом и внутренне не готовы к переходу на новые технологии и экономические модели".

Однако в некоторых секторах экономики переход к цифровой экономике уже начался. "В финансах и банковской сфере Россия опережает большинство западных коллег по уровню развития цифровых технологий, - отметил Алексей Михеев. - Российская банковская система смогла успешно компенсировать огрехи образования".

По мнению Ольги Стасевич, фокус госпрограмм по развитию цифровой экономики должен быть направлен на формирование и поддержку культуры предпринимательства в контексте цифровизации.