Опыт атомщиков пригодился в больницах

Одной из главных проблем российского здравоохранения всегда были очереди в поликлиниках. Они вызывают недовольство населения, вынужденного терять время и само здоровье в очередях, а подчас и сводят на нет все усилия по модернизации системы.

Сегодня в детской поликлинике Волгодонска Ростовской области и медсанчасти N 5 Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА) совсем иная картина. Оба учреждения стали участниками проекта "Бережливая клиника", цель которого - оптимизация работы специалистов и сокращение очередей к врачам. Самое интересное в том, что навели порядок не чиновники и не организаторы здравоохранения, а специалисты Ростовской атомной электростанции, которые внедрили здесь свои производственные принципы.

- Идея оптимизировать работу ведомственных поликлиник родилась в концерне "Росатом". Мы обслуживаемся в системе ФМБА, филиал которого есть и в Волгодонске, и сталкивались здесь с теми же проблемами, как и в других медучреждениях, - рассказывает куратор проекта, замдиректора по управлению персоналом РоАЭС Михаил Рябышев. - Мы не стали изобретать велосипед, а решили нашу производственную систему бережливого производства внедрить в медицинскую среду. На АЭС мы оптимизировали все процессы, добились того, чтобы на каждом этапе производства все потери, в том числе и потери времени, были сведены к минимуму. И хотя с таким тонким процессом, как лечение, мы никогда не сталкивались, но принципы управления и менеджмент, как законы физики, действуют везде.

Руководство самой медсанчасти неожиданно легко согласилось на эксперимент. Поддержал и глава администрации города, который предложил охватить еще и городскую детскую поликлинику. Проект запустили одновременно в обоих медучреждениях.

Денег он почти не потребовал. Хотя многие в городе подумали, что вот атомная отрасль сейчас вложит средства - побелит, покрасит, отремонтирует. На самом деле финансирование было небольшим и точечным. РоАЭС выделила 12,6 миллиона рублей на компьютеризацию и обновление техники, организацию современных регистратур. Еще 11 миллионов выделил региональный минздрав, заинтересовавшийся проектом, семь миллионов добавило ФМБА.

- Дело не в деньгах, а в принципе. Главные проблемы в поликлиниках - от непродуманной организации труда и непроизводственных потерь времени, отчего и возникали очереди. Особенно при прохождении простых медосмотров, диспансеризации, получении справок, - рассказывает Михаил Рябышев.

По словам начальника медсанчасти N 5 Романа Пономаря, вначале эксперты нашли проблемные и кризисные точки. В бережливой поликлинике нет привычной регистратуры и ворчливых сотрудниц, исчезающих в поисках истории болезни, и нет очереди. Вместо регистратуры колл-центр с многоканальной связью. На звонок отвечает оператор, который предлагает для визита к врачу удобный день и время. Одновременно изменили интерьер коридоров: теперь они не безлико-серые, а с картинками и маршрутными указателями, по которым даже ребенку интересно искать нужный кабинет.

Для каждого специалиста четко установлен регламент работы. Прием для профосмотра занимает пять минут

Исчезли и очереди к врачам. Для каждого специалиста четко установлен регламент работы. Прием для профосмотра занимает пять минут. Заболевшему человеку времени уделят больше. Бумаги исключены вообще - только электронная история болезни. Для этого атомщики помогли создать защищенную компьютерную сеть. В нее вошли все детские поликлиники и отделения больниц. Это очень важно: ребенок может попасть в любое медицинское учреждение или больницу, а с помощью единой сети врач получит о пациенте нужную информацию.

Еще одна очередь - на анализы. Проект предполагает не только оптимизацию рабочих процессов, но и приобретение нового оборудования. Цифровой анализатор крови позволяет провести все исследования втрое быстрее, чем обычный, результат готов через 30 минут после сдачи крови. Такие же новации ожидают кабинет флюорографии и другие диагностические лаборатории.

Еще одна проблема поликлиник - нехватка узких специалистов. Для их привлечения предприятие готово предоставлять места в своем общежитии. Но главное заключается в перестройке сознания медицинского персонала, который должен постоянно мыслить в пользу экономии времени и ресурсов.

- "Бережливая поликлиника" должна работать четко, как метро - посетитель пришел, сел в нужный вагон и поехал, имея полную информацию о маршруте и времени на остановках, - объяснил принцип организации директор по развитию ПСР-проектов корпорации "Росатом" Сергей Обозов. В метро останавливаться нельзя, можно только увеличивать скорость передвижения, рассчитав оптимальный маршрут и зная, например, в какой вагон лучше заскочить.

- Требования к персоналу ужесточились, и с ними, не скрою, соглашался не каждый. Уволились несколько врачей, которые не сумели выдержать такого темпа, но это естественный отсев. Человеку трудно выйти из зоны комфорта, а тут нужно быть собранным, целеустремленным, нацеленным на результат специалистом, - продолжает Михаил Рябышев. - Мы стремимся стимулировать предложения персонала по улучшению своей работы. Любая непроизводственная потеря времени - это брак, и от него надо отказаться. Например, компания "Тойота" 46 лет потратила на оптимизацию процессов. У слесаря в рабочей зоне инструменты лежат так, чтобы он ни секунды не терял на лишнее движение. Но в конце концов от такой эффективной работы приходит удовлетворение.

кстати

Социальные проекты Ростовской АЭС реализуются не только для сотрудников, но и для всего населения Волгодонска. На строительстве объектов соцзащиты освоено около миллиарда рублей. Это десятки километров газовых, электрических и водопроводных сетей, ливневой канализации, автодорог, магистрального освещения, новые троллейбусные линии, школа и стадионы, спортивные и детские площадки. АЭС построила жилые дома и объекты здравоохранения: вторую очередь детской горбольницы, станцию Скорой медицинской помощи, отделение общей врачебной практики, диагностический центр, неврологическое отделение хирургического корпуса и другие.