05.12.2017 00:35
Поделиться

Росавтодор готовит предложения в новую Транспортную стратегию

В этом году Росавтодор подготовил программу повышения эффективности управления в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог в Российской Федерации, элементом которой является проект Стратегии развития дорожного хозяйства до 2030 года, подготовленная Фондом "Центр стратегических разработок" (Фонд ЦСР). Макроэкономическая оценка результатов ее реализации показывает возможность роста отечественной экономики на один процентный пункт ВВП. И это повышает важность исполнения программы для государства в целом.

Сегодня в нашей стране быстро растет число автомобилей, средний пробег транспортных средств также увеличивается. Кроме того, год от года повышается спрос на услуги автодорожной сети со стороны пользователей, растет потребность в качественно иной дорожной инфраструктуре. Ведь уже сейчас по российским дорогам ездят электрокары, испытываются беспилотные автомобили.

Руководство страны поставило задачу вывести дорожное хозяйство на значимо новый уровень. В основу стратегии заложена цель достичь транспортной связности, обеспечивающей устойчивый экономический рост России и высокое качество жизни населения. При ее реализации внимание будет прежде всего обращено на современные инновационные технологии, новые методы ведения работы, новые принципы выбора проектов и подбора финансирования. "Ключевыми показателями реализации стратегии являются повышение уровня удовлетворенности населения состоянием дорожной отрасли на 40 процентов к 2024 году, и в два раза - к 2030 году", - заявил глава Росавтодора Роман Старовойт.

Основные направления этого документа представлены для всеобщего обсуждения на "Транспортной неделе". По его итогам предложения будут доработаны и внесены в Стратегию развития дорожного хозяйства до 2030 года. По словам главы Федерального дорожного агентства Романа Старовойта, в разрабатываемом документе представлены расчеты реальных экономических эффектов, которых удастся достичь благодаря увеличению финансовых вложений в дорожную инфраструктуру.

Первые положительные результаты автомобилисты смогут увидеть уже в ближайшие несколько лет. За это время вся федеральная сеть страны будет приведена в нормативное состояние. А уже к 2030 году тех, кто доволен качеством дорог, должно быть не менее 75 процентов, число ДТП должно снизиться на 65 процентов по сравнению с показателем 2015 года. Кроме того, запланирован существенный прирост протяженности автомагистралей с разрешенной скоростью 110 километров в час и более - с 5 тысяч километров в 2020 году, до 20 тысяч в 2030 году. До 10 тысяч километров вырастет протяженность автомобильных дорог, являющихся частью международных транспортных коридоров, по которым может осуществляться движение беспилотных транспортных средств. Также до 2030 года предполагается ежегодный прирост федеральных дорог на 3,8 тысячи километров.

Основные усилия дорожников будут сконцентрированы на повышении транзитного потенциала страны, снятии инфраструктурных ограничений - тех самых "бутылочных горлышек", которые препятствуют гармоничному развитию грузовых и пассажирских логистических связей. Развитие опорного каркаса автомобильных дорог, в который целесообразно включить федеральные и региональные дороги, имеющие важное межрегиональное значение, должно стать одним из основных направлений концентрации усилий государства.

В результате всех преобразований дорожное хозяйство России будет представлять из себя высококонкурентную и прозрачную среду

"Кого-то эти планы и цифры могут шокировать, но это пока прогнозная оценка. Чтобы добиться таких результатов, надо начинать уже сейчас. Для сравнения: сегодня в работе у Росавтодора до 2020 года более двух тысяч километров строящихся федеральных дорог. При увеличении объемов финансирования мы легко сможем передвинуть сроки ввода их в эксплуатацию на более ближнюю перспективу. Кроме того, за счет субсидий и трансфертов Росавтодора регионы построят более тысячи километров дорог регионального значения", - отмечает Роман Старовойт.

Но финансирование развития дорожной сети должно идти не только за счет госказны. По мнению руководителя направления "Пространственное развитие" Фонда ЦСР Алексея Праздничных, необходимо наращивать приток частных инвестиций. А руководитель проектов Фонда ЦСР Георгий Идрисов отметил, что развитие дорожной отрасли должно соответствовать современным тенденциям - переходу на новые технологические платформы, цифровизации и автоматизации процессов. По его словам, ключевыми факторами, которые учитывают разработчики новой концепции развития дорожного хозяйства, является территориальная гетерогенность, слабая связность территорий, эффективность финансовых вложений государства, устранение искажений наследия плановой экономки. Новая дорожная стратегия России построена по принципу обеспечения связности крупных агломераций и промышленных центров point-to-point.

Управленцы рассчитывают, что в результате всех этих преобразований дорожное хозяйство России будет представлять из себя высококонкурентную и прозрачную среду, а российская дорожная сеть станет безопасной и высокотехнологичной общественной инфраструктурой. Она будет способствовать быстрым пространственным и трансформационным изменениям российской экономики на основании рыночных принципов, интегрировать российскую экономику в глобальные рынки и предоставлять пользователям транспортные услуги с высоким уровнем безопасности и качества.

важно

"Большие и быстрые результаты"

При разработке стратегии учитываются лучшие мировые практики: изучается международный и отечественный опыт, проводятся семинары и деловые встречи. Для знакомства с самыми эффективными программами повышения безопасности на дорогах были привлечены консультанты из компаний McKcinsey, KPMG, Delloite, PwC, которые поделились своим опытом повышения безопасности дорог в других странах. В том числе, принципом "ноль погибших", или VisionZero - это проект, главная цель которого - минимизация смертности на дорогах. Для обмена опытом к российским дорожникам приезжали представители малазийского института PEMANDU Associates, которые представили свою методологию BigFastResults.

В ее основу заложен ряд принципов: установление четкого фокуса и приоритетов при распределении ресурсов, детальное планирование и назначение ответственных, непрерывный мониторинг и активное решение возникающих проблем. Федеральное агентство совместно с экспертами PEMANDU Associates при поддержке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации реализовали проект "Лаборатория трансформации Росавтодора". Это площадка для работы межведомственных групп, участниками которых стали представители Росавтодора, других ведомств, министерств, научных, коммерческих организаций и т.д. Цель - на основе принципов проектного управления выработать оптимальные решения ключевых задач на ближайшую перспективу.

В рамках четырех основных рабочих групп лаборатории происходили ранжирование приоритетов и разработка детальных планов реализации проектов агентства. Первая группа, изучающая процессы оптимизации, рассматривала два ключевых вопроса: как сократить время в пути и снизить затраты на эксплуатацию дорог. В числе вариантов решения проблем команда предложила оперативный способ перехода на новые стандарты с увеличенным периодом межремонтных сроков, внедрить процесс стратегического планирования, а также разделять два процесса - подготовку территории под строительство и непосредственно производство самих работ. По всем инициативам рассчитан экономический эффект, трансформация по этим направлениям только в ближайшие два года позволит сэкономить около 44 миллиардов рублей.

Вторая рабочая группа разрабатывала план по снижению аварийности. Участники этой команды уверены, что благодаря активной пропаганде правил дорожного движения и ликвидации существующих мест концентрации ДТП, к 2020 году количество аварий на федеральных трассах может сократиться вдвое.

Третья группа отвечала на вопрос, как развивать региональные экономики за счет реконструкции действующей федеральной дорожной сети и строительства новых объектов. Свои идеи участники команды рассматривают применительно к трем регионам - Татарстану, Бурятии и Удмуртии.

Чтобы лучше понимать экономические проблемы этих субъектов Российской Федерации, рабочая группа сформулировала несколько задач: сокращение времени в пути, развитие активной торговли, эффективная взаимосвязь и доступность крупных агломераций и промышленных центров. Проект нацелен не только на улучшение экономического климата сразу в нескольких регионах страны, но и на создание новых туристических маршрутов и на повышение качества жизни этих территорий в целом.

Четвертая группа занималась поиском средств для финансирования дорожной сферы, в том числе частных инвестиций. Команда предлагает сделать более прозрачным порядок инициирования и согласования проектов государственно-частного партнерства на всех уровнях власти, а также для частных инвесторов, что поможет существенно сократить затраты федеральной казны. Результаты работы "Лаборатории трансформации" представили широкой публике в рамках "Транспортной недели".

Все по проекту

Предполагается, что все мероприятия государственной программы "Развитие транспортной системы" будут реализованы в рамках приоритетных или ведомственных программ в соответствии с принципами проектного управления. Их перечень определят на основе ранжирования. До конца года в состав госпрограммы будут интегрированы объекты существующей Федеральной целевой транспортной программы.