Почему Петербург не успевают расчищать от строительного мусора

В Петербурге не успевают убирать свалки. Только мусор вывезут из одного оврага, его начинают сваливать по соседству, причем бытовые отходы составляют лишь два процента от общего объема. В основном он формируется из строительного мусора, и это довольно странно, ведь все застройщики известны, и адреса, по которым ведется строительство, - тоже. Но контроля над тем, какая компания куда вывозит мусор, нет.

Весной этого года на Таллинском шоссе чиновники из КУГИ нашли две самовольные постройки - гостиницу и магазин. Смольный постановил: конструкции демонтировать. И здания были снесены, но строительный мусор после себя никто не убрал. Кирпичи, обломки бетонных конструкций, разбитые стекла валялись вдоль трассы несколько месяцев, пока наконец за свалку не был оштрафован замглавы Красносельского района. Только после этого мусор вывезли.

И таких адресов много. Сейчас прокуратура Петербурга проводит проверку по 140 несанкционированным свалкам по всему городу. Проблема мусора в городе вызывает серьезное беспокойство, неудивительно, что этот вопрос обсуждался на открытом форуме петербургской прокуратуры, посвященном соблюдению экологического законодательства.

По словам природоохранного прокурора Петербурга Павла Хлебковича, сейчас стройплощадки проверяет лишь одна структура - Росстройнадзор. При этом инспекторы следят только за ходом строительства, составлять административные протоколы, если компания с нарушениями вывозит мусор, данная структура не может. Сами застройщики активно маскируют строительные работы под землеустроительные. Они не требуют никакого согласования, соответственно, если под видом землеустройства компания вывозит грузовиками грунт, за этим никто не следит. Идеальный вариант - если отходы везут на полигон ТБО. Но за то, чтобы свалить их там, нужно платить.

В природоохранной прокуратуре говорят, что застройщики не всегда вывозят мусор на своих машинах, они обращаются к транспортным компаниям. Те тоже возят мусор до оврагов, но если грузовики останавливают в ходе рейдов, то перевозчик зачастую берет на себя всю ответственность, строительная компания остается чиста. Желание скрыть следы понятно - каждая компания борется за репутацию, никто не хочет выглядеть в глазах покупателей квартир в новостройке нарушителем экологического законодательства.

- На мой взгляд, вывоз ТБО немыслим без коррупционной составляющей, как и большая часть преступлений в сфере экономики, - говорит руководитель Следственного комитета по Санкт-Петербургу Александр Клаус.

За последние два года по линии Следственного комитета возбуждено 15 уголовных дел, касающихся организации свалок. В ведомстве признают: цифра очень скромная, но раньше таких дел не было вообще. Сейчас следственные и надзорные органы пересматривают сами принципы, по которым рассматриваются такие случаи. Дело в том, что административные и надзорные дела, касающиеся свалок, раньше традиционно возбуждались по факту. На практике это выглядело так: местные жители, экологи или чиновники во время рейда обнаруживали свалку, на место приезжали специалисты природоохранных ведомств, составлялся протокол, а потом свалку ликвидировали за счет бюджета. Установить виновных не всегда получалось, ведь зачастую свалка формировалась за счет нескольких разовых сбросов. Сейчас свалку стараются выявить как можно раньше, а в идеале и вовсе ловят водителей грузовиков с поличным, во время сброса отходов.

Конечно, водителей штрафуют, но это, как признают в СК и в прокуратуре, бессмысленно, ведь они всего лишь выполняют заказ. А кто именно рекомендует им вывезти мусор до ближайшего оврага, - вопрос крайне интересный. Александр Клаус называет это организованной преступностью и сетует на несоразмерную ответственность. Например, для руководителя автотранспортного предприятия, который направил водителя сбрасывать грунт в овраг, штраф составляет 75-100 тысяч рублей.

Сейчас все застройщики на виду, крупные компании постоянно отчитываются о своей деятельности. Почему же никто не может понять, когда они вывозят строительный мусор в овраг? Заместитель начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу Константин Власов объясняет: ряд компаний пользуется тем, что законодательство разрешает организовывать на своей территории временное хранение отходов на срок до 11 месяцев. Соответственно, вывоз происходит практически в любой день в течение этого времени.