Светлана Викторовна, когда новые правила начнут работать?
Светлана Разворотнева: Законопроект в начале декабря прошел первое чтение. Надеемся, что в начале 2018 года депутаты его примут. Фактически сегодня полстраны уже рассчитывается напрямую, но эти люди по факту являются нарушителями. А скоро каждый собственник сможет это сделать легитимно, заключив с компанией-поставщиком ресурсов договор.
Инициаторы законопроекта хотят на первом этапе легитимизировать хотя бы то, что в стране и так фактически существует.
Насколько собственнику будет выгодно платить поставщику?
Светлана Разворотнева: У меня есть опасения: пока в тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто возникает история, когда платежи за потребленные ресурсы вырастают. Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. И подозреваю, что и приписывают порой больше потребленного по факту. И если в управляющей компании есть, как правило, свои юристы, которые могли бы с подобными случаями разбираться квалифицированно, то собственникам, которые оплачивают напрямую, будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму. Это может стать серьезной проблемой для потребителя.
У меня возникла аналогия с капремонтом: у людей появится выбор, либо оплачивать напрямую по счетам каждой компании-поставщику, либо по привычной схеме - через управляющую компанию. Если общее собрание жильцов не принимает такое решение - напрямую платить ресурсникам, то все останется по старинке и никто принуждать не станет?
Светлана Разворотнева: Совершенно верно, если собрание не приняло такое решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, если всех устраивает, то все останется по-старому. Я разговаривала с председателями ТСЖ и руководителями управляющих компаний, они говорят, что им это невыгодно. Они собирают 95 процентов платежей, а отдают ресурсникам сто процентов. Недостающие деньги вынуждены снимать с других статей.
Иван Петров из Жуковского Московской области спрашивает: мы с соседями хотели отгородить коридорную площадку от лифтового холла и поставить звонок, а управдом, ссылаясь на жилинспекцию, запрещает нам это делать. Как быть?
Светлана Разворотнева: По закону коридоры, лестничные клетки являются общедомовым имуществом, которое по праву общедолевой собственности принадлежит тем, кто владеет жилыми и нежилыми помещениями в этом доме. Распоряжаться этими помещениями по своему усмотрению можно на основании общего собрания жильцов дома. Однако нужно еще смотреть требования пожарной безопасности, например, чтобы не были перекрыты эвакуационные выходы. Возможно, именно на этом основании жилищная инспекция вам противодействует. Но важно понимать, что хозяин в доме - собственник, а не жилищная инспекция.
А если в межквартирном коридоре находятся счетчики, показания с которых регулярно снимает управляющая компания, и поэтому им необходим постоянный доступ?
Светлана Разворотнева: С индивидуальными счетчиками вообще беда. К сожалению, очень редко они вообще располагаются в коридорах. Счетчики воды, как правило, установлены внутри квартир. И доступ к ним - большая проблема. Например, по закону показания индивидуального прибора учета можно сдавать не чаще, чем раз в полгода. Если человек подает реже, ему начинают начислять повышающий коэффициент и применять различные санкции. А до этого, пожалуйста, можешь ничего не сдавать, будут начислять по среднему потреблению.
Читатель из Чебоксар спрашивает: когда в домах начнут устанавливать автоматические системы снятия показаний за коммунальные ресурсы?
Светлана Разворотнева: Проблема в том, что коридорные приборы учета у нас относятся к общедомовому имуществу, а внутриквартирные счетчики воды - это уже личная собственность. За их установку, поверку, правильную работу отвечает каждый собственник. И перевести все эти индивидуальные приборы учета в общедомовую собственность сложно.
Какой выход?
Светлана Разворотнева: Он уже почти найден. Обсуждали этот вопрос с депутатами, чтобы включить эти автоматические системы учета коммунальных ресурсов в перечень общего имущества. Они должны быть с дистанционным считыванием. А тепловые счетчики - с погодным регулированием. В многоэтажных домах нужно постепенно заменять старые счетчики на автоматику.
За чей счет они будут устанавливаться?
Светлана Разворотнева: В рамках капремонта в домах необходимо проводить замену и ставить автоматику. Не стоит рассчитывать, пока собственник созреет установить свою систему.
Наверняка это повлечет увеличение взноса на капремонт, но этого никак не избежать, потому что в большинстве регионов взносы на капремонт и так установлены ниже себестоимости.
В Ростове-на-Дону людям приходят платежки на официальном бланке "Единой городской службы по учету водоснабжения" с реквизитами и подписями. Тому, кто не вызовет инспектора для поверки приборов, грозят начислениями по общему нормативу. Многие на это "ведутся", вызывают, платят за ненужную поверку. Как остановить этот беспредел?
Светлана Разворотнева: Известная мошенническая схема. Поверку прибора учета необходимо, конечно, проводить, но не чаще, чем предписывает технический паспорт вашего измерительного устройства. Нужно найти дома этот документ и посмотреть, что там написано: какой указан межповерочный интервал. Как правило, на холодную воду это где-то около 6 лет, на горячую - 4 года. Есть, конечно, нюансы - в зависимости от производителя измерительных приборов. Когда срок подходит, вы можете выбрать любую компанию по своему усмотрению, которая предоставляет эти услуги и пригласить ее. Только не забудьте проверить у нее лицензии в Росаккредитации и получить в этой компании справку о поверке приборов, которую нужно отнести в управляющую компанию.
Как все-таки бороться с мошенниками?
Светлана Разворотнева: Мне самой и моей маме неоднократно звонили с подобными предложениями. Я сразу их строго спрашивала: пожалуйста, представьтесь, ваш телефон, должность... Мы вам перезвоним. Как правило, после этого они исчезают. Помните, что никому вы ничего не должны. Важно только то, что написано в техническом паспорте вашего прибора учета. В Москве, кстати, очень удобно делают, там в квитанциях указывают следующий срок поверки, и у людей уже не возникает вопросов.