Под новый музей отведено семь залов в здании Главного штаба. Они вместили множество экспонатов, рисующих и внешний облик гвардейцев, и историю их ратных подвигов, и подробности их образа жизни.
- Это событие - важная часть эрмитажной политики, - подчеркивает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Ведь история гвардии - это значимая часть русской культуры. Эрмитаж одновременно музей культуры и музей истории, музей российской государственности и армии как неотъемлемой ее части. Новая экспозиция, мы надеемся, станет способом воспитания очень важных человеческих качеств: чести и гордости за страну. Российская императорская гвардия, впервые названная так царем Петром I в 1700 году в день выступления в поход на Нарву была очень важным социальным институтом. Наследуя традиции средневековых княжеских дружин, начиная с "потешных" Петровских полков - Преображенского и Семеновского, элитные части русской армии проявляли себя в разных ипостасях. Один из самых старых экспонатов выставки - знамя конного полка 1707 года: потрепанное до прозрачной ветхости, оно помнит битвы Северной войны. Привлекает внимание красота гусарских, кавалергардских и кирасирских мундиров. А также - многочисленные образцы холодного и огнестрельного оружия, ордена и медали. Часть экспозиции - батальные полотна и портреты.
Многие великолепные здания-памятники созданы в Петербурге именно благодаря тому, что в них нуждались гвардейцы. Гвардейские парады являлись неотъемлемой частью культурно-зрелищной среды города, а сам облик гвардейцев - привычной частью петербургского ландшафта.
Все экспонаты музея - изначальная собственность Эрмитажа. Коллекция знамен и штандартов - российских и трофейных - насчитывает свыше 6,5 тысячи предметов. Но тут же и предметы и весьма непривычные. Например, дамское платье. Это так называемое мундирное платье, принадлежащее Екатерине Великой. Оно не случайно зеленое - цвета гвардейской пехоты (и таких платьев, по цветам каждого рода войск, у императрицы было несколько).
В витринах выставлены и предметы декоративно-прикладного искусства - среди сервизов знаменитые чарки, неоднократно прославленные в стихах о гусарских пирушках. Невозможно пройти, например, мимо вот этого серебряного кивера, точно воссоздающего облик настоящего, но играющего роль пиршественной братины. А имитация султана на этом кивере играла роль бокала под шампанское. В последние 20 лет в Эрмитаж вернулось немало реликвий, которые гвардейцы в свое время увезли с собой в эмиграцию, а теперь стараниями их потомков вновь оказываются на родине.