В отдаленные села Крыма начнут ходить маршрутки

Во многих сельских районах полуострова долгие годы не решается проблема с общественным транспортом. В некоторые села автобусы ездят редко, а в некоторых вообще не появляются. Когда люди перестанут ходить пешком до трассы, разбирался корреспондент "РГ".

Пешком за нафтизином

Наиболее остро нехватку автобусов ощущают на себе жители Ленинского, Бахчисарайского, Джанкойского, Кировского районов и окрестностей Феодосии, говорит министр транспорта республики Игорь Захаров. Но в целом проблема актуальна для всего Крыма. К примеру, из 81 населенного пункта Белогорского района около 25 вообще не охвачены перевозками. В основном, это удаленные села, где живут менее 100 человек, отмечают в администрации.

- Наш район по протяженности второй после Симферопольского, местность предгорная, нормальные дороги есть не везде, - рассказывает заместитель главы администрации Белогорского района Андрей Пирогов. - При этом маршруты длинные, стоимость билетов невысокая и льготников много. Сколько мы не приглашаем частных перевозчиков, работать не хотят. К примеру, в начале года провели торги, на девять проблемных маршрутов пришли три перевозчика. И через несколько недель все три отказались продолжать работу. Говорят, невыгодно. Впрочем, недавно был и успешный опыт - запустили автобус в Русаковку.

При этом, добавляет Пирогов, в большинство населенных пунктов, обеспеченных транспортом, необходимо увеличить число рейсов.

- Наше село находится на окраине района, до райцентра добираться около 37 километров, до трассы Симферополь - Керчь - два, - рассказывает жительница из Курского Валентина. - И, хотя тут проживают около 1300 человек, к нам уже два года не ходит общественный транспорт. Чтобы съездить в аптеку или больницу, нужно пройти два километра до трассы, поймать рейсовый автобус из другого города, а потом пройти от трассы до центра Белогорска еще пару километров. Разве это под силу больному пожилому человеку? Приходится просить помощи соседей, у которых есть автомобиль, платить 400 рублей. Представляете, если я приболела, и мне нужно купить нафтизин, какая цена выходит у этих капель?

Пенсионерка говорит, что на каждом выездном приеме граждан депутатов и чиновников разного уровня жители просили решить эту проблему, писали письма и в местный совет, и в Совмин. После этого автобус появился, а через пару недель снова исчез. Частные перевозчики отказывались возить селян, ссылаясь на нерентабельность маршрута, поясняют местные власти.

- Автобус шел в Белогорск полный, так как на нем добирались жители сразу нескольких сел, - говорит она. - Поэтому пусть частники не рассказывают нам об отсутствии выручки. Другое дело, что в Белогорске есть касса, там мы официально покупаем билеты. А когда маршрутка едет из нашего села, никакого контроля нет. Деньги собирает водитель. Сдает он всю выручку или нет, неизвестно. Более того, хоть льготники и вправе ездить бесплатно, мы готовы платить, лишь бы был транспорт.

Валентина вспоминает, что раньше автобусы перевозили людей ежедневно, потом по вторникам и пятницам. Рано утром селяне ехали в поликлинику, аптеку, социальные службы, а после обеда на том же автобусе возвращались домой.

Подарок к Рождеству

В целом транспортное сообщение со многими селами ухудшилось несколько лет назад. До этого все перевозки были "в одних руках". Профильное министерство к выгодному маршруту (например, Симферополь - Керчь) добавляло пару нерентабельных (между селами и райцентром). Это и владельцев автобусов устраивало, и жители были довольны. Но полномочия разделились: организацией междугородних перевозок занимается минтранс, а внутренних на территории района - районные администрации. Так с частниками в районах стало сложнее договориться. Вопрос масштабный, и решать его нужно системно, считают местные власти.

Крымское руководство нашло выход из сложившейся ситуации. Белогорский район стал одним из первых в республике, получившим общественный транспорт для осуществления перевозок муниципальным унитарным предприятием.

- Пока частный перевозчик возит жителей трех поселений только два раза в неделю, да и то в неудобное для людей время, - сетует глава администрации Муровского сельского поселения Альфир Хамитов. - Но уже совсем скоро благодаря инициативе местной власти и помощи республиканской проблема решится, на маршруте появится муниципальный транспорт.

Прежде чем принять решение о маршруте и расписании, чиновники посоветовались с селянами. Предполагается, что из сел в райцентр автобус будет отправляться ежедневно в семь утра, чтобы люди успели добраться на работу, попасть в соцслужбы, сдать анализы в лаборатории. Обратно он поедет около 13.00. При этом, вполне возможно, что будет организован еще один оборотный рейс.

Муниципальное предприятие направит автобусы в те села, куда не удавалось заманить частников. А в перспективе потеснит их на остальных маршрутах, считают в муниципалитете. Глава администрации Белогорского района Галина Перелович рассказала корреспонденту "РГ", что республика закупила и передала району 10 новых "Газелей".

- Сейчас заканчиваем подготовку базы для обслуживания транспорта и оформление всех необходимых документов, - говорит глава администрации. - В январе 2018 года автобусы начнут перевозить граждан. Кроме того, в течение года мы планируем объявить конкурс на определение перевозчиков для обслуживания ряда других маршрутов. И, возможно, МУП "Торговая сеть "Белогорье" (в котором создан транспортный отдел) тут потеснит частников.

Кроме того, местные власти нашли еще один способ увеличить количество муниципального транспорта на маршрутах: школьные автобусы старше десяти лет передадут МУПу, а для детей выделят новые.

Льготники больше не жалуются

Сложности с проездом возникают и в Бахчисарайском районе: жители жалуются на недостаточное количество транспорта и нежелание частников обслуживать льготников. Минтранс РК предлагал закупить для района несколько десятков автобусов для организации муниципальных перевозок. Но местные власти пока не готовы к такому подарку. Говорят, что на организацию обслуживающей базы и подготовку документов уйдет много времени. В связи с этим сейчас с уже работающими в регионе перевозчиками заключают временные договоры. Автобусов станет больше в ближайшее время - заверил глава администрации Бахчисарайского района Владимир Удахин. И добавил, что в течение года власти проведут большой конкурс среди перевозчиков и заключат с ними долгосрочные договоры.

А с частниками, которые отказывались бесплатно возить пенсионеров, уже разобрались. Жалоб больше нет - заверили в администрации.

В то же время, по данным минтранса, в Кировском районе у муниципального предприятия уже есть лицензия на пассажирские перевозки, но автобусов не хватает.

- В рамках некоммерческого лизинга мы договорились с Государственной транспортной лизинговой компанией на приобретение техники уже в этом году, - говорит Захаров. - Поведем конкурсы и закажем для района автобусы, которые дополнительно будут обслуживать часть сел Нижнегорского и Советского районов. Посмотрим, сможем ли сделать то же самое в других сельских районах на базе МУПов. Думаю, что это хорошее решение проблемы. В МУПах проще контролировать соблюдение расписания и в целом работу на маршруте.

Кстати

По данным ГУП РК "Крымавтотранс", в 2017 году от автостанций предприятия в сельские населенные пункты стали отправляться автобусы по 20 новым маршрутам. Два маршрута добавилось в Белогорском районе, два - в Симферопольском, шесть - в Черноморском и 10 - в Кировском районе. Загруженность автобусов колеблется от 0,14 процента до 0,80. Чаще всего, по официальным данным, маршрутки заполнены меньше, чем на половину.

Контакт

Горячая линия министерства транспорта РК: (3652) 544-632.

Комментарий

Петр Запорожец, председатель комитета Госсовета РК по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу:

- В Крыму начали усиленно заниматься решением этой проблемы, и, думаю, в следующем она перестанет быть настолько острой. Сейчас определяются маршруты, объявляются конкурсы, закупается транспорт. В некоторых муниципалитетах, возможно, организуют муниципальные предприятия и обеспечат их автобусами. В некоторых - сделают "пакетирование" для частников, как в старые добрые времена: к доходному маршруту привяжут не очень рентабельный.