Эксперты предложили вести уроки истории в школе по модульному принципу

Министр образования и науки Ольга Васильева на итоговом заседании Президиума Российского исторического общества поддержала предложение изучать ХХ век российской истории в школе не год, а два вместе с курсом "Россия в мире". "Это было бы здорово", - подчеркнула министр. Что касается учебников, она заметила: "Последние события показывают, что нужна дополнительная экспертиза".

Как привить детям интерес к изучению истории? Надо ли увеличить в учебнике число параграфов, посвященных культуре? Почему школы не могут подписаться на исторические журналы? Как курс истории связан с патриотическим воспитанием? Об этом шла речь на круглом столе в "РГ", где собрались педагоги, авторы учебников, представители издательств и ученые.

- Сегодня ни у кого нет сомнений, что курс истории в школе сопряжен с целью патриотического воспитания. Но была эпоха, когда многие педагоги вообще отказывались заниматься патриотическим воспитанием, настаивая на том, что речь идет о передаче знаний и все, - высказал мнение начальник научного отдела Российского военно-исторического общества (РВИО) Юрий Никифоров.

К сожалению, курс истории, и программы, и учебники выстроены таким образом, что на современность - ХХ век - в школе отводится слишком мало времени. Главный редактор корпорации "Российский учебник" Руслан Гагкуев пояснил: на изучение курса современной истории отводится всего порядка 70 часов в год в 10 классе. "Из них две трети традиционно идет на историю России, даже при таком изучении истории России у нас на тему той же Великой Отечественной войны приходится всего шесть-семь уроков. Можно ли за это время изучить эту тему, проникнуться ей и сформировать у учащихся патриотическое восприятие нашей истории?" - спрашивает Руслан Гагкуев.

На курс современной истории отводится всего порядка 70 часов в год в 10-м классе. Тема войны - 6-7 уроков

- За 6-7 часов - нет, - уверен Павел Панкин, председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, учитель истории. Но дело не только в часах и учебниках. - В школе нужно новое поколение учителей, которые будут соответствовать требованиям времени. Учитель должен уметь вести диалог с учеником. А тема - история. Когда я шел сюда, я поговорил со старшеклассниками о патриотизме. Для них хорошее проявление патриотизма - волонтерство. А это, в том числе, может быть и помощь бабушке-ветерану.

Можно дать материал до 1945 года в 10 классе, а в 11-м - с 1945-го до наших дней. Или пойти по модульному принципу

Одиннадцатый класс для учителей истории - пока загадка. Неясно, какие знания давать на уроках. Курс истории заканчивается 10-м классом. А что дальше? По новым федеральным стандартам предполагалось, что это будет курс "Россия в мире". Что это такое, по каким учебникам и методикам его вести - ответа нет. У экспертов есть несколько предложений. Например, давать материал до 1945 года в 10-м классе, а в 11-м продолжить изучение с 1945 года до наших дней. Еще одно предложение - попробовать преподавать историю в 11 классе по модульному принципу. Например, может быть модуль для будущих спортсменов, которые историю страны будут глубже изучать через историю спорта. Или модуль для будущих гуманитариев, технарей.

- У нас есть проект "История России через историю регионов", и крымские историки, уже, например, подготовили пособие по истории Крыма, где ученики, изучая региональную историю в 11-м классе, смогут через региональные сюжеты прийти и к общей истории, и даже к мировой, - рассказал ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов.

- История должна стать частью биографии школьника, - соглашается начальник научного отдела РВИО Юрий Никифоров.

Школьники, которые начали заниматься по новым федеральным стандартам, сейчас только в седьмом классе, так что время подумать над одиннадцатым классом еще есть.

Одна из важнейших задач - помощь учителям истории. "Кто-то полностью перешел на новую систему преподавания, кто-то - частично, кто-то еще только начинает переходить. Большая часть учителей училась еще в советское время, когда подходы были иными. Поэтому и издательства, и научные институты должны работать в этом направлении", - считает заведующий редакцией истории, обществознания и права издательства "Просвещение" Егор Бакаляр. А это непросто. Часть выпущенной полезной литературы для учителей истории остается в издательствах невостребованной. И дело не только в деньгах. Перестали читать не только многие школьники, но и их педагоги. "И более того, самое страшное, у нас даже ученые иногда не читают, а только пишут", - соглашается Денис Фомин-Нилов.

По данным статистики, в прошлом году 30 процентов взрослых россиян не прочли ни одной книги. Среди них наверняка были и педагоги.

- У учителя должна быть потребность в чтении и доступ к журналам. Мы говорим о хороших, популярных исторических журналах. Например, таких, как "Родина", - уточнил учитель истории Павел Панкин.

К слову, школа не имеет права выписать какой-либо исторический журнал. Это считается нецелевым расходованием средств.

- Когда дети взрослеют, они начинают задавать вопросы. А мы упускаем то время, когда они задают вопросы, - рассказал Павел Панкин. - Многие считают, что педагогика - это лженаука и только мешает школе. Это не так. Вот без нее - точно никуда.

- У педагогов сейчас огромный интерес к методике преподавания. Но иногда они просто отстают от того, что предлагают продвинутые издательства. Курс истории - это не только учебник, это цифровой ресурс, интернет-платформа. Для возрастных учителей все это сложно, - говорит один из авторов учебников истории завкафедрой Московского городского педуниверситета Игорь Андреев.

По его словам, в педвузы стали приходить более мотивированные и подготовленные студенты.

- Раньше я всегда говорил: "Ничего не знают, ничего не хотят". Сейчас ситуация меняется, потому что они уже немного знают, но главное хотят узнать больше", - добавляет Андреев.

Кстати

Из перечня "трудных вопросов" курса истории

- Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

- Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

- Роль Ивана IV Грозного в российской истории.

- Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.

- Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.