Напомню, что в конце 2006 года федеральным законом был введен материнский капитал. Право на его получение приобрели семьи, в которых появлялся второй, третий или последующий ребенок. В 2007 году материнский капитал составлял 250 тысяч рублей, сейчас - более 453 тысяч. Сегодня с уверенностью можно сказать, что программа маткапитала оказалась чрезвычайно эффективной: существенно выросла рождаемость, изменилось отношение общества к многодетности.
Кроме того, важную роль в решении демографической проблемы сыграли программы по строительству детских садов, по выделению земельных участков многодетным семьям. Также была реализована программа строительства перинатальных центров, благодаря которым удалось спасти жизни огромному количеству детей. Разумеется, эти дети нуждаются в дальнейшем медицинском сопровождении, поэтому президент совершенно справедливо поставил вопрос о необходимости создания программы реконструкции и развития детских поликлиник.
К сожалению, сейчас перед нашей страной вновь возникает угроза демографического кризиса. Мы помним, насколько низкой была рождаемость в 90-е годы: закрывались детские сады, классы в школах оставались полупустыми. Сегодня именно поколение 90-х начинает создавать семьи.
Для того чтобы стимулировать молодых людей к рождению детей, необходимо принять целый комплекс мер, среди которых - два внесенных президентом законопроекта.
Один из них предусматривает продление программы материнского капитала еще на 3 года. Объем средств федерального бюджета, необходимых для продолжения этой программы, составит 37,9 млрд рублей в 2019 году и 69,7 млрд рублей в 2020 году.
Отмечу, что согласно законопроекту расширяются возможности использования материнского капитала. В настоящее время данные средства могут расходоваться до достижения ребенком 3 лет только в двух случаях. Во-первых, для уплаты первоначального взноса на покупку жилого помещения или для погашения долга по ипотечному кредиту. Во-вторых, для приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Предлагается также предоставить гражданам возможность направлять средства материнского капитала на оплату дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет.
Второй законопроект предусматривает, что семьи, чьи текущие доходы не превышают полутора прожиточных минимумов трудоспособного населения, будут получать ежемесячные выплаты в случае рождения или усыновления первого или второго ребенка после 1 января 2018 года. Под текущими доходами понимаются заработная плата, стипендии, пенсии и пособия. Доходы от вкладов в банках или от сдачи имущества в аренду учитываться не будут.
Размер выплат предлагается установить на уровне регионального прожиточного минимума для детей во втором квартале предыдущего года. Например, семьи в Московской области, доход которых менее 60 тысяч рублей в месяц, будут получать выплаты в размере более 11,5 тысячи рублей. В Удмуртской Республике, где прожиточный минимум ниже, семьям, имеющим доход менее 42,6 тысячи рублей, будет дополнительно выплачиваться почти 9 тысяч рублей ежемесячно. Данная поддержка будет осуществляться до достижения ребенком полутора лет.
На эти цели из федерального бюджета планируется выделить 46 млрд рублей в 2018 году, 118 млрд рублей в 2019 году и 146 млрд рублей в 2020 году.
Госдума рассмотрит оба законопроекта во втором и третьем чтениях на этой неделе и, надеюсь, примет их единогласно.