Мировой кинематограф в последнее время богат на сильные спортивные драмы. Некоторые из них даже будут претендовать на премию "Оскар" этого года. "Борг-Макинрой" и "Битва полов" - о теннисе. "Я - Тоня!" - о фигурном катании. В прокат фильм о знаменитой фигуристке Тоне Хардинг у нас выйдет под названием "Ледяная Стерва", и отечественным производителям картины "Лед" - на ту же тему - стоит насторожиться. Но "Движение вверх" - картина о знаменитой победе российских баскетболистов над "непотопляемой" американской сборной на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году - вполне может составить конкуренцию громким западным релизам на эту же тему.
Александр Мамут - владелец сети кинотеатров - дистрибьюторов фильма на закрытом показе сказал так: "Для того чтобы делать хорошее кино, не обязательно нужен адский бюджет и снимать горящих динозавров. Нужно создавать сильные характеры в необычных обстоятельствах... Тогда мы будем снимать конкурентоспособные фильмы и достойно, на равных, держать диалог с людьми, которых сейчас униженно просим дать нам фильм об очередном полусгоревшем пожарнике".
В чем же секрет того, что картина "Движение вверх", по мнению всех профессионалов индустрии, кто успел ее посмотреть до проката, удалась? Фильмы "Легенда номер 17" и "Экипаж", сделанные той же студией-производителем, с участием и тех, кто играл в "Движении вверх" - в свое время прогремевшие в отечественном прокате - сейчас выглядят ступеньками к созданию именно такого кино, которое получилось. Команда поработала над ошибками, убрала такую семейную и любовную линию, которая выглядела плоской (ничего - будет еще на улице российского кино праздник и получится снять современный настоящий и трогательный фильм о любви), тщательно прописала сценарий и диалоги - благо в основе картины такой документальный материал, что ничего не нужно додумывать, только бы не испортить. Усилила операторскую линию - съемки на баскетбольной площадке, игр, тренировок и соревнований - лучшее, что есть в этой картине (снимали шестью новейшими камерами одновременно). А еще авторы сделали ставку не только на известных актеров, но и на незнакомые зрителю лица.
Причем звезды и молодые таланты собраны в нужной пропорции. Это не значит, что сценарий (основной автор - Николай Куликов) и диалоги - безупречны. Есть довольно предсказуемые и очевидные места. Например, если американский коллега на фоне отсутствия нормальных медикаментов в СССР поможет советскому спортсмену с обезболивающим, уже наверняка знаешь, что позднее он произнесет с сожалением фразу о том, что, мол, вылечил соперника. Если тренер подарил спортсмену линзы, понимаешь, что в самый ответственный момент они выпадут на площадке.
Однако при этом бросок мяча вслепую вызывает невероятные зрительские ощущения. Но зато и диалоги, и сценарий, да и все остальное работают именно так, как надо, усиленные героической музыкой. И совершенно правильно воздействуют на зрителя. Владимиру Машкову (тренер советской сборной) и Сергею Гармашу (высокий чиновник), так же, как и Марату Башарову (главный бюрократ-негодяй), и Андрею Смолякову (куратор сборной), и Ивану Колесникову (игрок команды), и другим есть где разыграться, причем не только в спортивном смысле. Помимо артистов, в картине снимались и профессиональные игроки в баскетбол. И не отличишь по уровню актерской игры одних от других - настолько верно все выстроено. Более того, в этой картине можно получить эстетическое удовольствие, просто глядя на саму игру и красивых тренированных баскетболистов-атлетов. Так снять и показать тоже нужно уметь. В картине, что важно, нет ни навязчивого пропагандизма, ни лобового патриотизма, которыми часто грешит спортивное кино.
При этом зрителя не оставит равнодушным акцент, сделанный на многонациональности нашей сборной. Литовец - который мог бы быть перебежчиком и шпионом. Грузины, для которых важнее баскетбола и карьеры только большая семья в горном селе. В картине есть шутка, которую мы и так знаем, что все эти люди почему-то называются российской сборной. Без надрыва и неприязни показаны американцы. Причем столь яркие актерские работы - тренер американской сборной (именитый Джон Сэвэдж), ее спортсмены и болельщики. Более того, уличные ребята баскетболисты - афроамериканцы. В какие-то моменты кажется, что даже в родном американском и голливудском кино их не показали бы лучше.
Самое поразительное, что такой фильм о советском баскетболе, высмеивающий спортивных чиновников, таможенников на границе, действующих так, что спортсмены не стесняются произнести фразу, мол, неприятно возвращаться в страну, где неласково встречают, и многие другие изъяны советской, да и западной системы - не мог бы появиться ни в те времена, ни позднее. Сейчас пришло его время, когда появилась возможность отстраниться, посмотреть издалека и рассказать как было. Как обходились во времена, когда за то, что выскажешь и отстоишь собственное мнение, тренер и кураторы могли поплатиться всем; как сложно было вылечить ребенка без необходимых медикаментов; восстановиться спортсмену после травм и прочее. И эта правда жизни и ее осмысление в сочетании с житейскими историями баскетболистов - Сергея и Александра Белова, Ивана Едешко, Зураба Саканделизде, Александра Болошева, Модестаса Паулаускаса и других приводит к тому, что во время и после просмотра фильма "Движение вверх" хочется встать, размахивать флагом, петь и кричать, поддерживая нашу сборную СССР, впервые за 36 лет обыгравшую Америку.
В следующем году нас ожидает еще несколько спортивных драм. Фильмы "Тренер", "Вратарь Галактики", "Лев Яшин. Вратарь моей мечты" и другие. Теперь перед ними стоит трудная задача - конкурировать не только с зарубежным кино, но теперь еще и с отечественным, "баскетбольная" планка которого так высока - не каждый допрыгнет.
Кстати
В фильме "Движение вверх" очень хорошо показаны тренер Александр Гомельский и женская сборная СССР по баскетболу. История любви между спортсменами обеих сборных сыграна и поставлена так, что в нее веришь, независимо от того, как все было на самом деле.
Актер Иван Колесников, которого зритель знает по ролям Довлатова в картине Станислава Говорухина "Конец счастливой эпохи", Облонского в "Анне Карениной" Карена Шахназарова, сыграл в фильме "Движение вверх" баскетболиста Александра Белова. Заслуженный мастер спорта СССР, Белов был легендарной личностью. Знаменитый советский тренер Александр Гомельский сказал, что "…он был украшением всего советского, да и, пожалуй, мирового баскетбола". Александр Белов как раз и вошёл в историю мирового баскетбола своим победным, решившим исход поединка броском на последней секунде финального матча на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году, когда СССР стал впервые в истории олимпийским чемпионом. Обозреватель "РГ" расспросила актера Ивана Колесникова об его новой работе.
Иван, как получилось, что вы попали в этот проект? Из-за высокого роста?
Иван Колесников: Надеюсь, что из-за актерского мастерства. Но думаю, что и рост сыграл не последнюю роль. Потому что все-таки во мне - метр девяносто. Это гораздо меньше, чем нужно для баскетбола. Например, Александр Ряполов, который играл роль Аслана Жармухамедова, по-моему, два ноль семь. Вот это баскетбольный рост. Но, тем не менее, я попал в фильм. Ходил на пробы. Первый раз пробовался на роль Сергея Белова. Потом через какое-то время меня позвали - решили попробовать на Александра Белова. Продюсер Леонид Верещагин и режиссер Антон Мегердичев посмотрели, и им понравилось. И все равно это был достаточно долгий для меня процесс, потому что я в баскетбол никогда в жизни не играл.
А каким видом спорта занимались?
Иван Колесников: Спорт - не моя история. Но то, чем я занимался и более-менее умею - конный спорт и сноуборд. Но это никак не связано ни с бегом, ни с прыжками, а для фильма важно, чтобы было спортивная подготовка. И, чтобы было похоже именно на этот вид спорта. Потому что я даже на съемочной площадке заметил, что то, как бегаю, и как бегают баскетболисты - большая разница. Это очень бросается в глаза, и видно даже по тому, какие задействованы группы мышц. Вот поэтому перед съемками в картине у нас были очень долгие тренировки.
Как долго и где вы тренировались?
Иван Колесников: Как раз, потому что у меня со спортом было не очень хорошо, то в день назначили две тренировки. Первая - на Белорусской, в спортивном зале обычной школы. Нас тренировал Саша Белов, сын Сергея Белова. Сначала вольная тренировка, а потом мы с ним же шли на тренировку в фитнес-клуб, чтобы нарастить мышечную массу. Потом, как правило, бассейн, чтобы расслабиться. Получалось, что тренировались целый день.
Как вам работалось с профессиональными баскетболистами? Было ли вам тяжело, потому что они вас, актеров, наверное, "забивали" на площадке?
Иван Колесников: Тяжело не было. Но мы же снимали кино! Поэтому, как мне кажется, более неуютно могли чувствовать себя спортсмены. Хотя нам было с ними комфортно. И им, я уверен, с нами тоже. Мы до сих пор дружим. Теперь я, например, стал фанатом баскетбола, хожу смотреть матчи.
За какую команду болеете?
Иван Колесников: Я болею за игру! Я так же болею, например, за футбол. Вот сейчас буду болеть на чемпионате мира. Просто это красивая игра.
А в фильме, в основном, снимались баскетболисты. Актеров среди спортсменов нас было человек шесть: Ираклии Микава, Отар Лордкипанидзе, Кирилл Зайцев, Джеймс Тратас, Кузьма Сапрыкин и я. Остальные - спортсмены. Даже американцы, которые приезжали, они сами по себе уже баскетболисты, потому что это их игра. Они там с рождения играют в баскетбол, он у них - в крови. Все было здорово и интересно. Никаких проблем, только помощь. Мне, было интересно учиться. И потом я, не зная ничего о баскетболе, в какой-то момент съемок уже начал забивать сверху. Не с первой попытки, но я мог это делать. В то время, как до съемок я не мог до кольца допрыгнуть.
А вы баскетболистам помогали с актерским мастерством? Им же, наверное, тяжело было в этом плане?
Иван Колесников: Конечно. Я поэтому и говорю, что это была взаимная помощь. Например, Саша Ряполов - баскетболист - никак не связан с кино. А у него большая роль. Причем, с драматической частью - Жармухамедов плохо видел. И партнер - Владимир Машков. И есть большие сцены. Конечно же, Саша подходил, интересовался: "Ребята, ну как?" И мы подсказывали друг другу. Как в институте. Мы реально в это время съемок жили, как будто были в институте. Потому что у нас, у каждого, было порядка шестидесяти съемочных дней, то бишь два месяца, не считая выходных. И мы все это время проводили вместе.
Вы играете Александра Белова. Его давно уже нет в живых….
Иван Колесников: В этом и сложность работы над моим персонажем. К сожалению, он умер всего через несколько лет после этой победной игры в Мюнхене.
Из-за проблем с сердцем, показанных в картине?
Иван Колесников: Да. У него было больное сердце. Драматизм истории в том, что у Александра Белова перед Олимпиадой, на другой - обычной игре случился приступ. В больнице поставили диагноз, и сказали, что не то чтобы играть в баскетбол, вообще о спорте надо забыть, потому что это - прямая дорога к смерти. Но он принял решение играть. Все, показанное в фильме, было на самом деле. Это реальная история.
Как работали над образом? На фильме были консультанты, например, Иван Едешко. Они вам про Александра Белова рассказывали?
Иван Колесников: В целом - рассказывали, но трудно говорить о конкретных деталях. Знал, что этому парню двадцать пять лет. Он женился. Как раз все и случилось на Олимпиаде. В браке они с женой прожили пару лет до его смерти. И она понимала, что в итоге остается одна. Но они вместе через все прошли. И вот выиграли Олимпиаду! Что для такого нужно человеку? Нужна молодость - такое состояние, что наплевать на все - лучше я выйду на площадку и сыграю, сделаю последний рывок, нежели буду лежать в больнице и помирать.
А история любви? Впервые в больших потенциальных блокбастерах последнего времени она удалась. Она же не придумана? Была самом деле, а вы в нее просто вдохнули жизнь?
Иван Колесников: Она не придумана. Жена тоже олимпийская чемпионка. И также - баскетболистка. Только в женской сборной. У них была любовь, и втайне от всех они поженились. И когда Белов улетел, и у него случился этот приступ, по возвращении он сказал ей, что ничего между ними не будет… Но у нас все-таки кино. Если говорить откровенно, то после Мюнхена, в жизни Белова была еще одна Олимпиада. В картине многое сделано для усиления кинообраза. Рассказана реальная история, которая немножко смещена в силу социальной.
А случай, когда тренер Кондрашин отдал на лечение Белова деньги, отложенные на операцию сына - тоже социальный акцент.
Иван Колесников: Нет! И то правда. На этом и стоит и жизнь, и фильм! Дело в том, что Кондрашин, которого играет Машков - единственный тренер Белова. И они были, как отец и сын, потому что до того, как Александр Белов попал в сборную СССР, он играл у Кондрашина в команде еще со времен юношества. Поэтому тот знал его, и любил, как сына. Учитывая, что его собственный сын был инвалид, Белов - это был такой "сын", который вселял надежду и помогал самому Кондрашину жить. И когда с Беловым случился приступ, тем более - за границей, тренер принял такое решение, которое, конечно же, выносится на суд зрителей и всех остальных.
А вы сами фильм уже видели?
Иван Колесников: Нет, я специально отказался от предварительного просмотра. Жду премьеры.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"