Подобный скачок связан, в первую очередь, со значительным увеличением продаж автомобилей с бензиновыми и электрическими двигателями, в катализаторах которых используются палладий. Кроме того, уже несколько лет на мировых биржах наблюдается дефицит предложения палладия. По сообщению компании Johnson Matthey, которая является крупнейшим продавцом этого металла, дефицит составляет около 25 тонн.
Второе место по предварительным итогам года занимает золото. Желтый металл прибавил в цене около 8 процентов, достигнув отметки 1241 доллар за тройскую унцию (примерно такой же рост был в 2016-м). Золото весь год вело себя весьма нервно. Напряженность вокруг ядерной программы Северной Кореи, риски, связанные с выходом Британии из Европейского союза, - все это мотивировало инвесторов уходить в защитные активы, и в первую очередь в золото.
Биржевые индексные фонды, инвестирующие в этот благородный металл, недавно нарастили количество золота в своем владении до максимального с середины 2013 года (+12 процентов с начала года). Однако был существенный фактор, который ограничивал рост. Это политика Федеральной резервной системы США. Федрезерв последовательно повышал процентные ставки, и часть инвесторов перекладывалась из золота в облигации, чья доходность благодаря действиям регуляторов, росла весь 2017 год. Этот фактор будет оказывать на золото существенное влияние и в будущем году.
Третье место с точки зрения доходности занимает серебро. Оно выросло в цене всего на 1,5 процента (16,11 доллара за унцию), и не похоже, что сейчас есть какие-либо факторы, которые помогли бы серебру догнать золото. Спрос и предложение сбалансированы, потребление со стороны ювелирной промышленности - стагнирует. Впрочем, если на рынки выпорхнет очередной "черный лебедь" (непредсказуемое, резко негативное событие. - Прим. ред.), то серебро из-за его недооцененности может показать вполне неплохую динамику.
Главным разочарованием года стала платина. Этот металл, который исторически всегда стоил дороже палладия, упал за год в цене на 2 процента, достигнув уровня 902 доллара за унцию. Связано это с последствиями "дизельгейта". Платина широко используется в автомобилях с дизельным двигателем, однако их продажи за последние годы снижались благодаря скандалу вокруг концерна Volkswagen. Его машины были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных газов, выбрасываемых в воздух. Скандал повлек за собой массовые отзывы, снижение интереса потребителей к данным автомобилям, и как следствие, падение спроса на платину. Однако уже в 2018 году данный фактор может сойти на нет, и платина имеет все шансы вернуться к отметке выше 1000 долларов за унцию.