В Омске открылся необычный социальный магазин

В Омске, в подъезде дома городка Нефтяников, открылся социальный офис-магазин. Так называемая "Кладовка" дает возможность одним избавиться от ненужных вещей, а другим полностью одеться за символическую плату. Молодые предприниматели помогают благотворительным фондам и приютам, берут на себя обязанности по утилизации хлама и при этом заявляют о рентабельности проекта.

Магазины, торгующие подержанными вещами, на рынке Сибири присутствуют очень давно. "Кладовка" существенно от них отличается, утверждают авторы стартапа.

- Это не комиссионка, куда люди несут вещи, чтобы выгодно их продать, и не сэконд-хэнд, где можно купить европейские товары по относительно сниженной цене. Наш проект, по сути, социальный. Мы даем омичам возможность не просто избавиться от ненужных вещей, а сдать с условием, что они гарантированно принесут пользу другим, - пояснил корреспонденту "РГ" автор проекта Михаил Карант.

Свой концепт он претворяет в жизнь вместе с братом Станиславом. Молодые омичи уже имеют бизнес-опыт, поэтому, прежде чем решиться на эксперимент, изучили общественное мнение, создав группу в социальных сетях. Пользователи неожиданно активно откликнулись на идею, дающую возможность избавиться от лишнего "барахла" в благотворительных целях. Выросли и уехали дети, родственники, кому-то одежда и обувь не подошли по размеру. Заниматься продажей накопившихся вещей нет ни желания, ни времени, а на помойку выбрасывать жалко.

"Кладовка", которую предприниматели открыли в бойком месте городка Нефтяников, стала решением этой проблемы. Чтобы дать невостребованным вещам вторую жизнь, омичи перетряхнули свои шкафы и антресоли. Магазин принимал все, что разрешено законом, начиная от взрослой и детской одежды, обу-ви, заканчивая посудой, бытовой техникой, книгами. Если вещей скопилось много, присылали курьера. Еще один способ пополнения ассортимента - скупка товаров в закрывающихся торговых точках. Стоимость одной покупки в "Кладовке" установили на уровне тридцати-трехсот рублей, и оказалось, что на тысячу рублей здесь реально полностью одеться. Впрочем, на прилавок выставляется далеко не все.

- Мы продаем только хорошие вещи, предварительно отдав их в прачечную или химчистку. Крепкие, но уже не совсем новые, отправляем в центры для бездомных. Непригодные для людей - в собачий приют, - рассказывает Михаил Карант. - Детские вещи - это отдельная категория. Их мы отсылаем в специализированные социальные фонды. Периодически из игрушек, игр, книжек-сказок, канцелярских товаров и памперсов формируем так называемый "Паровозик добра", который отправляется в детские социальные центры. А ребятишкам, которые приходят в "Кладовку" вместе с родителями, просто дарим мягкие игрушки.

Проект, по словам предпринимателей, ориентирован, главным образом, на людей с малым достатком. Однако на их долю приходится лишь половина посетителей магазина. Его завсегдатаями уже стали любители антиквариата, коллекционеры, которым удалось здесь приобрести сталинское издание "Золотого теленка", первое собрание книг о "Гарри Поттере", бобинный магнитофон, патефонные пластинки Изабеллы Юрьевой, старинную швейную машинку, кортик, прибор для выжигания и многое другое. Галстуки, старые шубы и кожаные пальто в одночасье разбирают народные умельцы. Студентов и школьников, помимо одежды, интересуют книги и журналы. Периодически на полках появляются и совершенно новые вещи.

- На днях мне удалось купить здесь две пары новых фирменных мужских джинсов 62 размера. Сын-дальнобойщик очень обрадовался, а муж, который в студенчестве носил точно такие же, был безумно счастлив, - рассказала "РГ" покупательница Марина Кузьмина. - Теперь я периодически прихожу сюда в поиске брендовых вещей. Вот и сейчас повезло - подобная блузка в бутике стоит весьма дорого, а здесь - всего 120 рублей.

Чтобы стимулировать продажи, время от времени "Кладовка" проводит акции под названием "Наволочка". Покупателям предлагают за тысячу рублей взять столько товаров, сколько способен вместить этот предмет постельного белья. Во время последней акции одному омичу удалось установить рекорд, затолкав в наволочку 105 вещей. В пересчете на деньги каждый из предметов ему обошелся всего в десять рублей. Покупатели признают, что подобные акции помогают им не только приобрести что-то необходимое, но и самим стать благотворителями.

- Я уже две такие "наволочки" отвезла в деревню, где по соседству с моими родителями живут многодетные семьи. Всех одела от мала до велика, и очень этому рада, - рассказывает омичка Тамара Кузакова.

Стоит сказать, что, несмотря на социальную направленность, "Кладовка", которая открылась в апреле, уже стала рентабельной. Часть прибыли предприниматели тратят на развитие и зарплату. Сейчас в штате предприятия трудятся семь человек - продавцы, курьеры, уборщицы. Любопытно, что в подавляющем большинстве это бывшие покупатели, предложившие свои услуги магазину.

Около двадцати процентов оборота "Кладовка" направляет на благотворительность. Каждую неделю переводит деньги в фонд помощи больным детям "Радуга" (все отчеты об этом публикуются на сайте). Сотрудничают с социальными фондами и центром защиты материнства "Нечаянная радость". В рамках городской акции "Утеплись и поделись" собрали несколько десятков кило-граммов теплой одежды для малоимущих. Помогают социальному центру "Забота", ориентированному на многодетных семей, собачьему приюту "Будка". Отправляют вещи и деньги в санаторий для легочных больных в Красноярке.

Недавно предприниматели начали осуществлять проект "Кладовкина мастерская", где обучают юных и взрослых омичей, имеющих способности и желание, освоить нишу народного творчества.

Наиболее эффективным для себя способом продвижения бизнесмены считают соцсети. Сейчас сообщество неравнодушных насчитывает восемнадцать тысяч человек, и очевидно, что одной "Кладовки" миллионному городу и приезжающим сюда на выходные сельским жителям становится мало. Поэтому братья Карант открыли еще один магазин - в Октябрьском округе Омска. Пока они обходятся без посторонней помощи, но думают о том, чтобы стать участником соответствующей государственной программы. Победа в конкурсе помогла бы молодым предпринимателям организовать работу тех же пунктов сбора вещей во всех районах города.

Стоит сказать, что подобные проекты уже реализуют в Москве и Санкт-Петербурге. Правда, ориентированы они, главным образом, на молодежную аудиторию, хипстеров, любителей винтажа и раритетов. Омичи приняли к сведению региональную специфику, сделав ставку на благотворительность без возраста.

Покидая "Кладовку", я обнаружила на одной из полок коробку со старыми новогодними игрушками. Такими наряжала елку еще моя бабушка, и жаль, что ни одному из стеклянных домиков, золотых шишек или клоунов не удалось дожить до наших дней. А эти, на удивление, отлично сохранились. И, конечно, я купила это чудо. Всего-то сто рублей, а сколько радости!

Кстати

Обладателями региональных грантов стали шесть молодых предпринимателей, выигравших конкурс, участие в котором приняли 24 омича. Сертификаты на сумму 100-230 тысяч рублей получили авторы проектов "Дворец танцев" для людей разного возраста, в том числе и стариков, "Производство трикотажных изделий с дизайнерскими вышивками", "Производство брендовой женской одежды", "Мини-пекарня", "Школа технического творчества", "Оказание консультационных и проектных услуг в сфере строительства".