Это спектакль-концерт, который сложился спонтанно, в результате двух больших прошлогодних проектов. Один из них - музыкальный вечер в "Музеоне", ставший финальным аккордом фестиваля "Оттепель: лицом к будущему". Еще до него, в течение нескольких летних месяцев, молодые актеры читали в Третьяковке стихи 50-60-х годов, а под конец, в день страшной летней грозы, не убоявшись малолюдья, исполнили любимые песни бабушек и дедушек. Воодушевившись успехом и собственной творческой радостью, во главе с завлитом театра Евгенией Кузнецовой они придумали вечер, посвященный юбилею основателя театра Олега Ефремова.
Так родился и новый спектакль "Современника" (автор идеи Евгения Кузнецова, режиссер Полина Рашкина, педагог по вокалу Алла Тарасова, оркестр под управлением Вячеслава Ахметзянова). Однако "Шагает солнце по бульварам" - это не механическое повторение летних концертов. Выходя один за другим на подмостки своего временного дома на Яузе, они кажутся то плакальщицами, то жрецами, то тенями той великолепной эпохи, что стала символом политической и духовной весны в СССР, породившей множество явлений, в том числе их собственный театр. Раскрепощенность, карнавальная неподконтрольность, радость и даже ликование - вот состояния, с которыми пытается войти в резонанс молодая труппа "Современника".
Простота формы, когда на экране мелькают кадры хроники, фотографии (видеоряд - Светлана Бодрова), а на сцене, перед небольшим оркестром, в юбках-татьянках и брюках-дудочках поют актеры, не должна никого обмануть. Чтобы такой концерт состоялся как спектакль, необходимо, чтобы актеры и зал были наполнены общей памятью. Именно это и смогли почувствовать молодые "современниковцы". Никого из тех, чьи голоса и лица поплывут на экране, в чью честь они будут петь, уже нет на этом свете, и большинство из них, кроме разве что Василия Мищенко, поющего песню Высоцкого "Я не люблю", никогда не играли вместе с Олегом Далем, Евгением Евстигнеевым, Петром Щербаковым, Олегом Ефремовым или даже с теми, кто ушел совсем недавно - с Лилией Толмачевой или Игорем Квашой, например. Им пришлось выстраивать совсем иной вид цеховых и "семейных" связей - через два поколения. Это наложилось еще на один эмоциональный фактор: эпоха "оттепели" с ее переоценкой недавнего страшного прошлого страны является своего рода вызовом сегодняшнему дню, заново отстраивающему исторический нарратив.
Видимо, бывают времена, когда присяга на верность идеалам предков формирует этическое кредо, позволяет выдержать удушающую атмосферу настоящего. Во многом сходные мотивы вдохновляли, думаю, и Сергея Женовача, только что выпустившего в "Студии театрального искусства" "Заповедник" по прозе Довлатова.
Особый камертон спектаклю-концерту задает голос и образ Олега Ефремова с песенкой из фильма "Король-олень" на музыку Микаэля Таривердиева "Каватина Дурандарте". Неожиданно ясно становится, насколько дух карнавала, комедии масок был необходим времени освобождения (ведь кинематографическая "оттепель" так и началась с фильма Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь").
Песни "оттепели" - от "Былого нельзя воротить" Окуджавы до "Ночного разговора" Марка Фрадкина, от "Двух писем" Высоцкого и его же "Я не люблю" (кстати, написанной для Игоря Кваши и спектакля "Современника" "Свой остров") - до "Чертова колеса" Арно Бабаджаняна - очень разные, но сквозь них пульсирует необычайная, вдохновляющая сила эпохи. Она заставляет зрительный зал пританцовывать и подпевать актерам.
Что же касается соседства - хотя бы через экран - с такими великими актерами, как Ефремов, Даль, Кваша, Толмачева и Евстигнеев, то оно и вовсе поднимает молодое племя "Современника" (Дарью Белоусову, Полину Рашкину, Илью Лыкова, Глеба Осипова, Полину Пахомову, Евгения Павлова, Дмитрия Гирева, Дмитрия Смолева, Елену Козину, Николая Клямчука, Наталью Ушакову, Семена Шомина, Ивана Забелина, Викторию Романенко) на совсем новый уровень осознания самих себя. И потому так искренне звучит в финале их признание в любви основателям театра и его художественному руководителю Галине Волчек.