Вы действительно считаете, что руководство ПАСЕ одумается и добровольно вернет права российской делегации?
Иван Солтановский: Я вижу окно возможностей в начавшемся диалоге российских парламентариев с руководством ПАСЕ, прежде всего о внесении таких изменений в Регламент Ассамблеи, которые бы исключали возможность дискриминации национальных делегаций.
В декабре прошлого года российские депутаты приняли участие в заседании Бюро ПАСЕ, в ходе которого было принято решение о создании специальной комиссии по вопросу о роли и целях Ассамблеи. Задачей этой комиссии станет выработка рекомендаций по гармонизации участия стран - членов Совета Европы в его уставных органах, призванные исключить возможность ограничения прав национальных делегаций в какой-либо из структур Совета Европы. Первая встреча комиссии с участием российских парламентариев пройдет на полях зимней сессии ПАСЕ.
Логика наших действий применительно к дискриминации российской делегации в ПАСЕ простая и понятная: мы требуем восстановления всех полномочий российских представителей и создания таких условий, в которых подобного рода нарушение уставных прав стало бы в дальнейшем невозможным.
Но в ПАСЕ достаточно делегаций, которые видят смысл своего пребывания на Ассамблее в том, чтобы "проучить" Россию за независимый внешнеполитический курс.
Иван Солтановский: Текущая ситуация в Совете Европы достаточно сложная. Эту видную и авторитетную межправительственную организацию на европейском пространстве не могло не затронуть общее "похолодание" международной обстановки, спровоцированное непрекращающимися попытками Запада "поучать" Россию.
Применительно к страсбургской площадке зашкалившая политизация правочеловеческих, гуманитарных и других вопросов затронула прежде всего Парламентскую ассамблею. Кризис в этом консультативном органе грозит "переливом" в другие уставные органы Совета Европы, переходом в системное качество. В июне прошлого года в качестве реакции на сложившуюся в ПАСЕ нетерпимую ситуацию, когда российские парламентарии вот уже три года были лишены права голоса, и тем самым нарушены уставные права России, наша страна приостановила выплату взносов в бюджет Совета Европы. Не только Россия считает свои права в Совете Европы нарушенными - Турция достаточно жестко отреагировала на действия ПАСЕ, которые ущемляют интересы Анкары.
В декабре прошлого года вновь рельефно прозвучало желание Приштины и стоящих за ней сил добиться вхождения в Совет Европы Косово, чья международная правосубъектность признается далеко не всеми европейскими странами. Подобный шаг в случае его реализации однозначно вызовет серьезный кризис в международной организации, и так переживающей не лучшие времена.
В чем причина такой саморазрушительной, губительной для организации повестки дня Совета Европы?
Иван Солтановский: Все это - результат бездумной политики некоторых членов Совета Европы, которые словно утратили чувство реальности и не осознают, что своими действиями рушат складывавшийся в течение более полувека европейский порядок. Последствия таких действий труднопредсказуемы.
Отдельные страны последовательно продвигают в Совете Европы не объединяющие, а разъединяющие сюжеты. Защита прав человека воспринимается уже не как высшая ценность и основа данной организации, а лишь как популистский инструмент борьбы с геополитическими конкурентами. Это мы видим на примере некоторых решений Европейского суда по правам человека, именно таким подходом руководствуется в своей деятельности ПАСЕ и ряд других институтов Совета Европы. Все это происходит при попустительстве молчаливого большинства, не способного набраться политической воли и сказать: "Довольно!"
Но в описываемой вами ситуации вряд ли стоит проявлять оптимизм и ждать, что Совет Европы защитит российские интересы.
Иван Солтановский: Вы правы, едва ли стоит ожидать от наших партнеров по Совету Европы действий в защиту российских интересов просто в силу нашего участия в этой организации. Тем не менее, сохраняется потенциал для защиты и продвижения российских взглядов и приоритетов на данной площадке. А такие возможности далеко не ограничиваются предусмотренным уставом Совета Европы нашим участием в формировании общего правового пространства и заимствованием передового опыта.
На слуху у многих - Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), его решения, особенно по наиболее резонансным делам. Однако немногие знают, что по числу обращений в ЕСПЧ жители России находятся вовсе не на первом месте. В течение большей части 2017 года пальму первенства прочно удерживала Украина (23 процента дел). На контроле Комитета министров находится масса украинских дел, 12 тысяч из которых были переданы только в этом году. Постановления ЕСПЧ по ним Киев выполнять не спешит.
Существует значительный нереализованный потенциал в плане рассмотрения в ЕСПЧ исков о военных преступлениях украинских властей на востоке страны, о дискриминации русскоязычных граждан Украины и прибалтийских стран, о системных нарушениях прав русских родителей в рамках так называемой "европейской ювенальной юстиции".
Известно, что Совет Европы много и охотно работает с неправительственными организациями. В Совете Европы есть специальный орган, целиком состоящий из НПО - Конференция международных неправительственных организаций, включающая 288 участников, из которых, к сожалению, только четыре являются российскими. Это, безусловно, говорит о весьма ограниченной представленности в структурах Конференции российского гражданского общества. Так например, среди них нет ни одной организации, занимающейся правами российских соотечественников.
Между тем, Совет Европы мог бы стать реальным инструментом для защиты языковых, культурных, образовательных и прочих прав русскоязычных граждан европейских стран, особенно в отдельных странах постсоветского пространства. Полагаю, нам стоит задуматься над расширением представительства активных гражданских организаций разносторонней направленности, которые смогут представить в Совете Европы объективную оценку существующих в России реалий.
Но это лишь планы. А есть ли на данный момент позитивные примеры сотрудничества России в Совете Европы?
Иван Солтановский: Неплохо складывается взаимодействие по тематике борьбы с терроризмом. Приоритетом сотрудничества в Совете Европы на данном направлении является профилактика терроризма, пресечение его финансирования, борьба с вербовкой иностранных террористов и обеспечение их преследования в государствах - членах Совета Европы. Страсбургская организация имеет значительный потенциал для сотрудничества в этой сфере. В рамках соответствующих площадок Совета Европы проводим линию на недопустимость разделения террористов на "хороших" и "плохих" и отстаиваем необходимость пресечения деятельности всех преступников.
Помимо многостороннего взаимодействия в Совете Европы существует еще и такой формат работы, как двусторонние программы сотрудничества. Мы берем от Совета Европы тот экспертный потенциал, который необходим федеральным органам государственной власти в России по конкретным проблемам (например, в сфере защиты социальных прав, правоприменительной практики в уголовном процессе, защиты уязвимых групп граждан, биоэтики, правового регулирования в спортивной сфере).
Убежден, что ответом на антироссийскую политику, в том числе в Совете Европы, должен стать не уход с этой площадки, а более активное использование ее инструментов для планомерного и неуклонного продвижения российских интересов. Необходимо использование всех ее ресурсов органами государственной власти и институтами гражданского общества России.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"