Состязались звонари в краснодарском Свято-Покровском храме. Кто-то выбрал для своей композиции переносную звонницу, установленную во дворе, а кто-то поднимался на колокольню, где морозный ветер злее. Наверх ведет винтовая лестница, а последние ступени исполнители проходят вовсе без перил. Вот уж где надо бороться со страхом высоты.
- Вообще мелодию колоколов лучше слушать на расстоянии, - говорит участник из Усть-Лабинска Александр Михалевич. - Вблизи она тяжелая, сливается в единый гул, и после длительной службы у человека притупляется слух, поэтому многие работают в наушниках.
Александр - опытный звонарь, служит в родном храме Сергея Радонежского уже 14 лет. Начинал свой путь, как и многие в этой сфере, - с помощника на колокольне, а спустя время настоятель, заметив усердие новичка, отправил его на профессиональные курсы в Краснодар. При государственном институте культуры здесь давно действует отделение церковно-колокольного звона. Оказывается, обучиться древнему искусству может любой желающий, главные требования к кандидату - музыкальный слух и чувство ритма.
- Еще в процессе обучения мы стараемся нащупать свой стиль - ведь звонарь сам себе и композитор, и аранжировщик, - продолжает Александр.- Когда подхожу к колоколам, я уже знаю наперед, что буду исполнять. Мелодии обдумываю дома. Правда, звучание живого колокола отличается, приходится импровизировать, на ходу добавлять новые вариации.
Ни один звонарь не может повторить свою композицию в точности. В солнечный день, когда настроение у него приподнятое, песнь колоколов выходит радостной, а в холодную морось мотив, наоборот, пронизан грустью. Также отличается музыка, исполненная женскими руками. Да-да, несмотря на то что профессия сопряжена с тяжелыми физическими нагрузками (попробуй-ка с ходу отзвонить полчаса, да еще и при плохой погоде), слабый пол здесь не редкость. Так, Елена Лямина служит звонарем в храме Святого Серафима Саровского под Краснодаром. Она так и не получила музыкального образования, но свое дело называет зовом души.
- Однажды батюшка в храме дал задание нашей семье учиться звонить в колокола, - делится Елена. - Муж быстро приобрел навыки, но жаловался на давление и боли в ушах, некоторые ученики тоже не выдерживали трудностей. Вы знаете, я это все преодолела, слишком сильно было желание звонить. А еще перекличка колоколов никого не оставляет равнодушным, способна поднять дух обычному прохожему. Неспроста звонаря частенько сравнивают с проповедником, исполняющим музыкальную молитву.
Композиции начинают с мерных ударов благовеста - самого большого колокола, и только чуть погодя к его торжественному голосу присоединяются альтовые и "зазвонные" собратья. На фестивале участники исполняли канонические звоны и авторские сочинения. Выбрать лучших мастеров было непросто. Первое место за канонический звон присудили Татьяне Ярмухамедовой из станицы Выселки, а в произвольной программе лучшей стала Евгения Смольянова из Крымска.
Виктор Бурдь, вице-президент ассоциации колокольного искусства России:
- Профессия звонаря сегодня большая редкость, из-за нехватки специалистов отдельные храмы даже переходят на электронику. А живой человек и живой звон всегда лучше, чем автоматика. Идея нашего фестиваля "Святочный перезвон" состоит в том, чтобы участники обменивались своим опытом, потому что колокольное искусство строится на импровизации.