Более десяти лет в Орле между Красным и Герценским мостами через Оку пытаются возвести еще один - пешеходный. В XIX веке был такой, его называли Банным. Вот и новый решили назвать так же. За последнее десятилетие было предложено несколько проектов. Один из них власти готовы были воплотить в жизнь. Мост хотели возвести из легких конструкций, стоимость оценивали в 110 миллионов рублей. По словам Юрия Леонова, в 2000-е годы работавшего заместителем мэра по строительству и архитектуре, проект все еще лежит в муниципалитете. Начавшиеся в те годы работы пришлось остановить. Застройщик возвел в створе улицы Покровской многоэтажку и перегородил ее. Но артерия необходима, уверен специалист. Она свяжет два района - Железнодорожный и Советский.
- Этот мост был в предыдущих генпланах, - пояснил Юрий Леонов. - В городе даже существовала программа пешеходного мостостроения. Ее начали реализовывать, построили два моста. И третий проект тоже был разработан.
Однако неожиданно всплыл новый проект, разработанный в 2015 году. Сметную документацию готовит генподрядчик. Строительство обойдется не менее чем в 300 миллионов. Мост будет монолитным. Потребуется много арматуры, которая дороже легких материалов. Но дороговизна чиновников не испугала. В прошлом году для строительства подготовили площадку. Мэрия объявила об ограничении движения на целый год. В бюджет области заложили 100 миллионов рублей на первый этап. Многих это удивило - этих денег хватило бы на тот самый давний проект. Зачем переплачивать? Противники идеи объединились в общественную организацию и добились встречи с главой региона.
- Проект воссоздания Банного моста вызвал большой резонанс, - говорит врио губернатора Андрей Клычков. - После встречи с экспертным сообществом все процедуры были остановлены. Но окончательное решение будет принято после утверждения концепции развития общественных пространств.
Решающее слово за горожанами, заверил он. Одно авторитетное мнение уже высказано. Проект оценили члены орловского академического научно-творческого центра Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). Они сделали вывод о "недопустимости строительства моста в предложенном виде". В резолюции перечислили 16 нарушений свода строительных правил, ГОСТа, технических регламентов и других документов.
Орловский протокол изучили в РААСН. Затем в Орел пришло письмо за подписью президента академии Александра Кузьмина. В нем отмечены такие недостатки проекта, как "отсутствие градостроительного обоснования, создание препятствий для ледохода и судоходства, избыточная сложность конструкции и технологии возведения". Вывод: так строить мост нельзя. Но власти это мнение признали частным.
- Нам еще предстоит понять, нужно ли связывать районы между собой, и если да, то какое проектное решение должно быть, - пояснил Андрей Клычков. - Концепцию мы выработаем на основании всех подходов - экспертных и общественных.
Красный мост после обследования признали аварийным. Артерия необходима как дублер. Реконструкция займет несколько лет и начнется в текущем году. Будет ограничено движение. Это создаст проблемы даже для пешеходов: не вплавь же добираться. А плечо обходного пути - порядка десяти километров.
Несколько лет назад в регионе началась программа реконструкции путепроводов. Деньгами помогает федеральный центр. Многие мосты были построены более полувека назад. Они обветшали, да и нагрузка возросла. Когда их возводили, поток транспорта был гораздо меньше. Недостатка в финансировании нет, но средства осваивают низкими темпами. Яркий пример - мост через реку Зушу на улице Карла Маркса в райцентре Мценск. Его возвели в 1962 году. Длина превышает 135 метров, ширина - 10 метров. Реконструировать решили из-за того, что грузоподъемность не отвечает современным требованиям.
- В 2016 году был заключен муниципальный контракт с курской фирмой на выполнение работ стоимостью 268 миллионов рублей, - рассказал первый зампред правительства региона Анатолий Мишанов. - Из них 241 миллион выделен из федерального бюджета, 24 - из областного.
Из своей казны деньги добавили и власти Мценска. Объект должны были сдать в конце прошлого года. На сегодня приняты акты выполненных работ на 29,6 миллиона рублей. То есть освоить успели чуть более 10 процентов средств. Почему? Ответ ищут правоохранители, проверку проводит прокуратура.
Есть подозрение, что тендер выиграла фирма, не имевшая сил для реализации проекта. Подобное встречается, например, при капремонте домов и дорог. Контракт получает небольшое ООО, которое нанимает субподрядчиков и зарабатывает как посредник. Это исключает возможность экономии бюджетных средств и создает риски неисполнения контрактов, что и произошло в Мценске. Но конкурс же проведен, значит, условия состязательности соблюдены.
- Из-за невыполненных обязательств в установленные сроки и несвоевременного освоения средств контракт будет расторгнут, - заверил Анатолий Мишанов. - В марте состоятся конкурсные процедуры для определения другой подрядной организации.
Такое уже было в райцентре Ливны. В 2015 году после прокурорской проверки местные власти приняли решение о реконструкции Беломестненского моста через реку Сосну. Он обветшал и перестал отвечать нормам. Областные власти дали деньги, получили деньги у федерального центра. Стоимость проекта составила 263,7 миллиона рублей. Подрядчика выбрали по конкурсу - фирму из Смоленска. На работы отвели полтора года. Начали в конце 2015-го, но… За неполных три года сменилось несколько подрядчиков. Между ними и заказчиком вспыхивали споры о качестве и составе работ, сроках исполнения, стоимости. Сменялись и главы областного заказчика, которые уступали друг другу кресло с периодичностью раз в три месяца. У каждого, видимо, был свой взгляд на контракт, свои претензии. Так регион получил очередной долгострой.
Пока в одних районах не могут освоить средства, в других не могут их найти. Так, жители села Крутого ратуют за ремонт ветхого моста через реку Труды. Через него то и дело ездят грузовики агрофирм - несмотря на запрещающий их движение знак. Отчаявшись достучаться до чиновников, сельчане обратились в Общероссийский народный фронт.
- Если мост обрушится, то часть жителей окажется отрезанной от центра села, в котором находится школа, магазины и другие социальные объекты, - говорит член регионального штаба ОНФ Иван Сорокин. - Им придется добираться другим путем, протяженность которого составляет около десяти километров.
Активисты призвали администрацию Ливенского района взять ситуацию на контроль, а прокуратуру - провести проверку. В райцентре Корсаково жители средства на строительство моста собирают сами. Он должен связать берега Зуши. Местная активистка Надежда Гладких даже в Москву в прошлом году написала и попросила помощи у минфина.
Мост существовал до 2013 года. Корсаковцы называли его "школьным", так как в основном им пользовались местные ученики. Это был кратчайший путь к стадиону, на котором проводили уроки физкультуры. Четыре года назад мост был разрушен паводком.
Он был самодельным - из досок. Люди сами его возвели. Поэтому, когда переправу снесла река, чиновники восстанавливать ее не стали. К тому же в поселке есть другой мост. Раньше он был подвесным. Потом построили монолитный пешеходный. Он соединил центр, больницу и рынок. Но о школьниках почему-то забыли.
- Дорога до школы через этот мост значительно удлиняется, - признает глава Корсаковского района Виталий Кнодель. - Добираться до стадиона стало неудобно, и школа прекратила им пользоваться.
Когда "школьного" моста не стало, люди хотели его восстановить. Но инициатива угасла. Затем в 2016 году на "дальнем" берегу у стадиона открыли храм. Ходят туда в основном пожилые люди. Им тоже приходится делать крюк до "подвесного" моста. В райцентре объявили сбор пожертвований. За год собрали 67 тысяч рублей - народ здесь в основном небогатый. Поместили средства на банковский счет, который открыли члены инициативной группы. Начали искать инвестора и писать обращения во все инстанции.
- "Школьный" мост возводился жителями из подручного материала и представлял собой непрочную конструкцию, - пояснил Виталий Кнодель. - Каждый год у него отламывались перила и часть досок, и он становился небезопасным.
Но мост нужен, это признают и в администрации. Вот только Корсакову с финансированием не так повезло, как соседнему Мценску. Впрочем, повезло ли Мценску, вопрос спорный. Деньги там есть, а переправы, как и у соседей, - нет.
Возможно, если бы не строительство храма, про "школьный" мост никто бы и не вспомнил. Но когда к жалобам детей и родителей присоединились голоса прихожан, идею реанимировали. Дело за малым - найти инвестора.