На стоянке у гипермаркета отведено всего шесть таких мест. Они расположены рядом с центральным входом и обозначены соответствующим дорожным знаком. Но когда подъехали сразу несколько автомобилей, за рулем которых сидели водители с ограниченными возможностями, оказалось, что свободно лишь одно. На остальных стоят обычные автомобили.
По словам участника акции Станислава Романова, водители просто не обращают внимания на знаки. Однажды машину Станислава так зажали, что ему пришлось почти час ждать на улице, пока владелец выйдет из магазина и освободит пространство.
С этим согласна и Айна Шамурадова, водитель-инвалид со стажем, которая также участвовала в рейде.
- Я очень часто сталкиваюсь с занятыми парковками, - рассказала Айна корреспонденту "РГ". - Когда пытаюсь сказать, что это места для инвалидов, в ответ хамят.
Требование о наличии специальных парковочных мест предусмотрено федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ". В нем говорится, что на каждой стоянке, в том числе и рядом с организациями торговли, сферы услуг, культуры, медицинскими, спортивными учреждениями выделяется не менее 10 процентов мест для парковки инвалидов, и эти места не должны занимать иные транспортные средства. Цифра взята не с потолка. Согласно статистике, в России проживает порядка девяти процентов людей с ограниченными возможностями.
Водители-инвалиды постоянно сообщают в полицию о подобных нарушениях. Недавно они даже инициировали "круглый стол" и рассказали, в том числе и сотрудникам госавтоинспекции, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться: отсутствие мест для остановки транспортных средств инвалидов у административных зданий города, занятые места у торговых центров.
- Госавтоинспекция приложит максимум усилий для решения проблем, указанных в обращениях, но есть вопросы, которые находятся в компетенции администрации Петрозаводского городского округа, - отметил в ответ руководитель ГИБДД Алексей Андреев.
И предложил провести совместный рейд, чтобы привлечь внимание и жителей города к проблеме. Нельзя сказать, что ею не занимаются. За прошлый год сотрудники полиции выявили 610 подобных фактов, порядка 100 машин эвакуировали на специальную стоянку. Штраф за нарушение - пять тысяч рублей. Если же водитель долго не появляется, то его автомобиль увозят на специальную стоянку: это около 2,5 тысячи рублей плюс хранение машины, которое обходится в 89 рублей в один час. Общая сумма "наказания" может вылиться почти в десять тысяч. Но некоторых водителей и это не останавливает. Они по-прежнему паркуются на местах для инвалидов, объясняя, что не заметили знака.
Правда, бывает и совсем другой подход. Денис Круглов рассказал, что случайно стал свидетелем такого случая возле гипермаркета. И увидел, как приходится водителю-колясочнику выбираться из салона автомобиля, какое пространство для этого ему необходимо.
- Честно признаюсь, иногда занимал эти места возле магазинов, думая, что все равно никого пока нет. Но когда сам увидел, как это нелегко им дается и понял, почему отводятся места у центрального входа, дал себе слово: больше никогда не парковать машину на местах для инвалидов, - говорит автолюбитель. - Но я уверен, что и инспекторам ГИБДД нужно чаще заниматься подобными рейдами, выписывать штрафы. Когда тебя бьют по карману, реально ощущаешь.
- Подобные совместные рейды, конечно, эффективны, - добавила водитель-инвалид Айна Шамурадова. - Но этим должны заниматься сотрудники ГИБДД, и как можно чаще. Это такое же нарушение правил дорожного движения, как и любое другое.
5 тысяч рублей составляет штраф за парковку на местах для инвалидов, согласно статье 12.19. КоАП РФ.