Согласно официальным данным, изменения были разработаны после распространенного Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) сообщения о том, что начиная с первого января 2018 года ГСМ для всех видов транспорта, производимого или импортируемого в страны ЕАЭС, должны соответствовать четвертому и пятому экологическим классам.
В комиссии отмечают, что это позволит в несколько раз снизить выбросы в атмосферу вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах.
"Помимо очевидного положительного экологического эффекта, вступление в силу жестких норм позволит стимулировать выпуск более современных типов транспортных средств и внедрение технологий в двигателестроение. Кроме того, появляется возможность для создания новых производств в автомобилестроении, прежде всего в области изготовления компонентов и комплектующих. Исключение из жестких правил технического регламента сделано для граждан стран союза. Они могут ввозить автомобили для личного пользования, соответствующие экологическому классу не ниже четвертого", - говорится в сообщении ЕЭК.
Предлагаемые поправки в "экологические" законы КР запрещают ввоз в республику, производство и оборот горюче-смазочных материалов, которые не будут соответствовать техническим регламентам союза. Правда, эти поправки начнут действовать только с 2019 года.
- Техрегламент ЕАЭС по ГСМ вступил в силу с первого января 2018 года, но для Киргизии действует переходный период до 12 августа 2019 года, - отметил заместитель министра экономики КР Алмаз Сазбаков, - Это означает, что если, к примеру, в России с января 2018 года начали работать с топливом классов К4 и К5, то в республике можно будет еще полтора года использовать топливо класса К3. Это сделано, в том числе, для того, чтобы местные производители ГСМ смогли модернизировать свои мощности.
По словам заместителя директора Государственной инспекции по экологической и технической безопасности КР Расула Артыкбаева, для этого нефтеперерабатывающим заводам страны потребуются значительные финансовые вливания. По самым скромным подсчетам, закупка нового оборудования для производства ГСМ класса К5 обойдется более чем в 100 миллионов долларов.
- Мы выслушали мнения экспертов, представителей нефтеперерабатывающих компаний, а также нефтетрейдеров. На мой взгляд, предлагаемые изменения в законодательство дадут возможность развиваться отечественным компаниям, работающим в сегменте нефтепереработки, а также помогут решить немало спорных вопросов, касающихся обеспечения экологической безопасности страны. Конечно, было много споров, но практически по всем позициям нам все же удалось найти компромисс. Комитет принял решение вынести законопроект на рассмотрение палаты, которое запланировано на конец февраля, - пояснил "РГ" глава комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию парламента КР Айтмамат Назаров.