- Только в течение последнего месяца при перевозке опасных грузов произошло восемь аварий, - говорит вице-премьер Киргизии Даир Кенекеев. - Ущерб оценивается в 980 тысяч сомов.
ГСМ на рынок Киргизии поступают, в основном, из России. Нефтепродукты доставляются железнодорожным транспортом в Чуйскую область республики, откуда потом часть импортного горючего переправляется в остальные районы. По данным министерства транспорта и дорог, в Ошскую, Джалал-Абадскую и Баткенскую области горючее везут по единственной на данный момент дороге, соединяющей северные и южные регионы, Бишкек - Ош. Трасса считается стратегической и является сложной, поскольку проходит через перевалы и лавиноопас-ные участки. Зимой дорога нередко перекрывается.
Использовать эту трассу для массовых грузоперевозок в Киргизии стали после объявления суверенитета. При СССР транспортировка товаров и продукции разного назначения с севера на юг республики и в противоположном направлении нередко осуществлялась по территории соседнего Узбекистана (РУз), располагающего развитой сетью железных дорог. С распадом Союза транзит через сопредельную страну стал для Киргизии сложным, экономически нецелесообразным. Причиной послужили рост тарифов в Узбекистане, увеличение сроков прохождения грузов из-за таможенных и других препонов, а также похолодание в отношенияхмежду официальными Бишкеком и Ташкентом, вызванное рядом факторов, включая наличие спорных территорий.
В прошлом году власти двух стран наконец решили изменить характер отношений и договорились о развитии сотрудничества в разных сферах, включая торгово-экономические связи. Сначала президент КР Алмазбек Атамбаев, а затем и его преемник Сооронбай Жээнбеков нанесли визиты в Узбекистан. Оттепель позволила киргизской стороне вспомнить о прежних маршрутах грузоперевозок. Вице-премьер КР Даир Кенекеев поручил госорганам рассмотреть возможность доставлять бензин и солярку на юг республики по железной дороге и одновременно с этим проработать с Узбекистаном вопрос снижения тарифов на транзитную перевозку. Примером тому могут служить ранее достигнутые договоренности с Казахстаном.
По данным нефтетрейдеров, представленных на рынке Киргизии, применение унифицированных тарифов при перевозке грузов железной дорогой по территории Казахстана позволило значительно снизить стоимость доставки ГСМ из России.