Впрочем, рекордная цена на билеты аншлагу не помешала. Мало того, больше сотни людей пытались взять зал штурмом - в надежде прорваться с фальшивыми билетами на концерт, который был обставлен в стиле "брендированной вечеринки". В фойе академического зала, как в ювелирном бутике, были смонтированы витрины с драгоценными "бижу", которые гармонично выглядят скорее в концертном зале Барвихи, чем в зале имени Чайковского. И узнаваемых селебрити было немного: заместитель министра культуры Александр Журавский, гендиректор Большого театра Владимир Урин. Пришла услышать коллег и Хибла Герзмава.
Программа концерта в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова оказалась на удивление строгой, умной и красивой. Первое отделение - фрагменты из опер Верди, второе - арии и сцены из опер веристов с небольшим отступлением на территорию русской оперы - видимо, чтобы дать возможность Юсифу Эйвазову спеть ариозо Германа "Прости, небесное создание..." из оперы Чайковского "Пиковая дама", в премьерной постановке которой он сейчас занят в Большом театре. Исполнил он его проникновенно - "до мурашек".
Сообщение о том, что Анна и Юсиф посвящают концерт памяти своего друга Дмитрия Хворостовского, публика встретила стоячей овацией. Анна и Дмитрий были уникально красивой парой на лучших оперных сценах мира, как Наташа Ростова и Андрей Болконский в "Войне и мире" Прокофьева, Леонора и граф ди Луна в "Трубадуре" Верди и, конечно, как Татьяна и Евгений в "Онегине" Чайковского. И одно из последних выступлений Дмитрия Хворостовского в апреле прошлого года в Торонто - это концерт с Анной и Юсифом.
Выходы солистов перемежались словесной мишурой конферанса от Игоря и Вадима Верников. Задорно жонглируя вульгаризмами и банальностями, братья пытались пересказать содержание опер, фрагменты которых звучали в концерте. Упрекали Верди за "необузданные страсти", предавались самолюбованию, отвлекаясь на эпизоды из собственных биографий. И к финалу концерта, будто на своем творческом вечере, Игорь Верник со сцены зачитал стихотворные вирши собственного сочинения. Публика, явно смущенная подобной стилистикой ведения концерта, встретила этот "экспромт" снисходительным хохотом.
Несмотря на весь необязательный, панибратский тон вокруг, Анна и Юсиф отработали концерт по гамбургскому счету. И не только сняли витающий в воздухе вопрос о профессиональном мезальянсе своей счастливой супружеской пары, но и явили - даже в концертном формате - тот уровень оперного театра, который тут же становится мифом.
Анна Нетребко мгновенно устанавливает контакт с залом, одаривая каждого сидящего в зале улыбкой, которая кажется персональной. Но секунда - и, не раскрыв тайну перевоплощения, на глазах у публики она превращается сначала в притягательно роковую леди Макбет (исполняя Сцену с письмом и Каватину), а потом в пронзительно умоляющую Аиду в арии "Ritorna vincitor" - "Вернись победителем". Столько роскошного голоса мир оперы давно не ведал.
Юсиф Эйвазов с беспримерной по нынешним временам теноровой отвагой исполняет арию Манрико со стреттой без всяких изъятий, упрощающих вокальную задачу. Шлягерную же арию Канио "Vesti la giubba" ("Смейся, паяц, над разбитой любовью...") поет, не разрывая страсти в клочья, будто делится очень личным, глубоким переживанием. А их дуэты - это не трогательная оперная сказка, но и реальная красивая история любви, переполненная настоящим чувством. Именно это - бесценно.