Ридли Скотт: Главный вопрос был в том, где срочно найти замену Спейси

"Мы выглядим, как вы. Но мы не такие, как вы". Это говорит герой нового фильма британского режиссера Ридли Скотта "Все деньги мира", выходящего на экраны России. Картина рассказывает о громком преступлении XX века - о похищении внука одного из первых миллиардеров Америки Пола Гетти. Но запомнится она не только сюжетом, но и скандалом, который разразился вокруг исполнителя одной из главных ролей - Кевина Спейси.

"Все деньги мира" со Спейси (Гетти) был уже закончен, до выхода на экраны оставалось чуть больше месяца, когда актера обвинили в сексуальных домогательствах. Скандал грозил потопить всю картину в прокате, и Ридли Скотт решился на то, чего еще никто в истории кино не делал: вырезал Спейси и за девять дней переснял все его сцены с другим актером.

Ридли, вы режиссер высочайшего мастерства и известны быстротой съемок - не больше 2-3 дублей. Как вы решились на пересъемку?

Ридли Скотт: А что было делать - подставить всю команду? Секс-скандал стал набирать обороты, показ фильма уже сняли с престижного фестиваля Американского института киноискусства. Надо было действовать быстро. Через час после шоковой новости я позвонил своему другу продюсеру фильма Дэну Фридкину: "Надо переснимать!" Он дал команду: 10 миллионов на пересъемку. Я пообещал: картина будет готова к дате премьеры. Главный вопрос - срочно найти замену. Кристофера Пламмера, двукратного оскароносца и гениального актера, я предпочитал еще до начала съемок. Но тогда продюсеры настояли на Кевине - мол, более популярен, особенно после успеха "Карточного домика", - а Кристоферу уже далеко за восемьдесят. Короче, позвонил в Нью-Йорк Пламмеру, он, не задумываясь, сказал "Готов!", в тот же вечер я вылетел из Лондона, и мы встретились в манхэттенском отеле.

И что? Неужели у этого, мягко говоря, немолодого актера не было сомнений в этичности своего решения?

Ридли Скотт: Были: он боялся, что за девять дней не выучит роль (хихикает). И действительно учил текст везде: в дороге, в самолете, за завтраком, обедом. Но на съемочной площадке все было грандиозно, потому что я все подготовил заранее. И, как вы точно заметили, я снимаю немного дублей - сказывается многолетний профессионализм! Мишель Уильямс и Марк Уолберг тоже согласились не раздумывая, а они были активно задействованы в сценах с Гетти. Особенно Мишель: она уже была в панике, что все наши старания, простите, полетят в унитаз. И, честно говоря, фильм неожиданно заиграл другими красками: вместо холодного и циничного богача в исполнении Спейси появился расчетливый старик, не лишенный юмора и даже некоторой человечности. И нюансы и акценты в игре актеров тоже сместились.

Роль Гетти у Пламмера - одна из несомненных удач: номинация на "Оскар" и прочее. Вы хотите сказать, что его Гетти более убедителен, что по возрасту он ближе прототипу?

Ридли Скотт: Нет, они абсолютно разные. Спейси очень талантливый актер, мы с ним прекрасно ладили на съемочной площадке, но он был холоднее. А Кристофер играет сердцем. Он настолько эмоционально щедрый человек, что когда произносит те же жуткие, непростительные слова, то присущая ему харизма делает его улыбку, блеск глаз и все поведение более зловещими. Дает себя знать его театральное прошлое: вспомните его Гамлета или Короля Лира.

Вы показали Пламмеру первоначальный вариант фильма с участием Кевина Спейси?

Ридли Скотт: Конечно нет: это было бы неправильно по отношению ко всем другим участникам кинокартины. Кроме того, Пламмер категорически был против: он сам большой актер, он создал свой образ, а мне было очень интересно за этим процессом наблюдать. Ведь такое случается не каждый день. Может, когда-нибудь я и покажу первый вариант, но сейчас точно не время.

А вы не пытались позвонить Кевину Спейси и объясниться ?

Ридли Скотт: Почему я должен был ему звонить? Какое-то время я ждал, что Кевин мне позвонит и объяснит, что вообще происходит. Но я так и не дождался звонка ни от него, ни от его представителя. И понял, что у меня нет времени ждать. Может, если бы он позвонил, я решил бы эту проблему как-то иначе, хотя все равно заменил бы его. Мол, спасибо за звонок, но мне надо двигаться дальше.

Я ждал, что Кевин Спейси мне позвонит и все объяснит

Вы трудоголик, снимаете по два, а то и три фильма в год. Что вообще подтолкнуло вас к работе в кино?

Ридли Скотт: Я родился и вырос в жутковатом районе северной Англии. До Лондонского арт-колледжа учился в местной школе искусств, куда ежедневно ходил мимо фабрик, верфей и сталелитейных заводов. Двадцать пять процентов  безработицы. Можете себе представить, как угнетала эта картина! Однажды я увидел, как выглянуло солнце и осветило пространство меж домами, это было одновременно и страшно, и торжественно, а движение облаков меняло пейзаж - я понял, что статичной картинкой здесь не обойтись, нужно движение, нужна динамика. Этот момент послужил толчком для двух картин: "Мальчик и велосипед", где главного и единственного героя сыграл мой брат Тони, с которым мы с тех пор постоянно работали до самой его трагической гибели, и "Бегущий по лезвию", на долгие годы ставший моей визитной карточкой.

"Мальчик и велосипед" был, насколько я помню, вашей выпускной работой в Арт-колледже. Как потом сложилась кинобиография?

Ридли Скотт: В общем-то, ни шатко ни валко. Перебивался случайными заработками, пока в 1977 году мой фильм "Дуэлянты" не получил приз как лучший дебют на Каннском фестивале. А мне уже было сорок, возраст для бала дебютантов не совсем подходящий (смеется). Но в карьере этот приз помог, и я смог снять фантастический фильм ужасов "Чужой" с блестящей Сигурни Уивер. Именно после "Чужого" я стал своим (улыбается).

Вы сняли множество как бы исторических картин - "Царство небесное", "Гладиатор", "Исход: боги и герои", "Робин Гуд". Но на самом деле они трактуют историю куда как вольно. Вы сторонник альтернативной истории?

Ридли Скотт: Я снимаю не научно-исторические картины и не альтернативно-исторические, меня интересует не История, а история - драма конкретного сюжета, характеры, которые проявляются в конкретных обстоятельствах, видеоряд, в котором разворачивается сюжет.

То есть вы хотите сказать, что и фантастикой не увлекаетесь?

Ридли Скотт: Не увлекаюсь. Я вообще не понимаю, как можно увлечься жанром. Как можно сравнить "Марсианина", "Прометея", "Чужого" и "Бегущего по лезвию" - это разные вселенные. Меня однажды спросили, не хочу ли я слетать на Марс? Какого хрена, что я там забыл? Мне гораздо интереснее расставить камеры и объяснить актерам, что они должны делать.

А чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

Ридли Скотт: Начал писать картины. Не забывайте, я ведь окончил арт-колледж, учился с ребятами, которые стали самыми знаменитыми художниками нашего времени, основателями Лондонской школы, - Дэвидом Хокни, Фрэнсисом Бэконом, Люсьеном Фрейдом. Представьте себе, я наблюдал, как рисует сам Хокни! А если серьезно, у обеих профессий есть много общего. В живописи ты тоже занимаешься монтажем, пишешь и переписываешь. Мне это всегда нравилось. И еще: живопись и кинематография - это своего рода самоанализ.

После столь сложного пути сейчас вы на вершине профессии - что бы вы посоветовали дебютантам?

Ридли Скотт: Следовать своим влечениям. Если они действительно хотят что-то делать, то, даже работая по сто шестьдесят часов в неделю, они не заметят нагрузки. Чувствовать себя хозяином судьбы, а не ее рабом. Сейчас не получилось - в следующий раз получится. И не бояться. Ничего не бояться!

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"