Прокуратура завела уголовное дело на маму будущего первоклассника: она подделала справку о временной регистрации, чтобы отправить ребенка в языковую школу. Статья 327 УК РФ, до двух лет лишения свободы… Какие чувства вы испытываете к этой женщине?
Екатерина Сибирцева: Вы задаете личный вопрос.
Да. Мне очень хотелось бы, чтобы вы высказывались неформально.
Екатерина Сибирцева: Формально я ни к чему не отношусь. Понимаю каждого родителя как мама, которая сама отдавала ребенка в школу пять лет назад. Каждый ищет способы, чтобы попасть в то учебное заведение, которое кажется лучшим. А сомнительное поведение родителей, пожалуй, это следствие несовершенства законов. Если бы мы устранили эти законодательные коллизии, родителям не пришлось бы прибегать к противозаконным действиям.
Что вы имеете в виду?
Екатерина Сибирцева: Сегодня статус документов о временной и постоянной регистрации по месту жительства или пребывания одинаков. Таким образом, при записи в школу родители имеют право предъявить любой из них. Некоторые оформляют регистрацию на достаточно короткий период, чтобы попасть в нужную школу. Случается, в некоторых учебных заведениях количество заявлений по временной регистрации составляет более половины заявлений по постоянной. Таким образом, дети, не имеющие отношения к конкретному микрорайону, занимают места тех, кто много лет живет рядом со школой. Это проблема и школ, и муниципалитета, поскольку мы не можем заранее корректно спланировать состав будущих первоклассников.
Вы говорите, что не любите словосочетание "элитная школа". 45 школ, в которые уже закончился прием, - какие они?
Екатерина Сибирцева: Это школы, стабильно набирающие учеников. Нельзя сказать, что все элитные. Есть и обыкновенные, традиционно востребованные образовательные учреждения, потому что они отличаются хорошими результатами в начальной школе, материально-техническим оснащением, стабильным кадровым составом. Хотя последнее относится далеко не ко всем из сорока пяти. Возьмите школу № 23, где сейчас активно набирают новых педагогов. Или школу № 18 - там тоже молодой коллектив.
Вообще, любое учебное учреждение само создает себе репутацию. И этот сложившийся образ является определяющим для родителей.
В нынешнем году екатеринбуржцы стремились отдать документы в 45 лучших школ. А сколько их было прежде?
Екатерина Сибирцева: В 2016-м за первые сутки оказались занятыми места в 17 школах.
О чем, на ваш взгляд, это говорит?
Екатерина Сибирцева: Во-первых, о том, что востребованность образовательных услуг растет. В прошлом году у нас за первую ночь приема подали заявления три с половиной тысячи желающих, в этом - 13,5 тысячи. Во-вторых, уровень образования выравнивается. Большую работу проделало государство. Это касается оборудования кабинетов для младших классов, введения новых стандартов.
В чем причина успеха самых известных в Екатеринбурге школ - 2-й и 9-й?
Екатерина Сибирцева: В системе отбора учеников. В условиях массовой школы мы должны создать ребятам с повышенными образовательными потребностями условия для коллективного обучения. Не из-за того, что они какие-то особенные. А потому, что учить таких детей необходимо, используя другие подходы. Не каждый ребенок справится с большими нагрузками, и не всем они нужны. В самой процедуре отбора, на мой взгляд, нет ничего унизительного, тем более она четко регламентирована законодательством. Поэтому, развивая муниципальную образовательную сеть, как вариант следует создавать ресурсные центры, где среди ребят из разных семей, окончивших начальную школу, проводить отбор в 5-й класс или старше. Такие центры (в городе их уже четыре) способны выполнять функцию социальных лифтов.
Как бы вы поступили, если бы сами отдавали ребенка в школу? Исходим из того, что вам не безразлично качество образования.
Екатерина Сибирцева: Отдала бы в первый класс по месту жительства, у нас рядом с домом школа № 168. Вопрос: что делать с ребенком потом? - встал бы только через четыре года. А дальше надо понять, нужна ли моему ребенку большая нагрузка, могу ли я возить его в школу с повышенным образовательным статусом в другой район города. Если ответы положительные, идем на подготовительные курсы в "Менталитет", "девятку", другие ресурсные центры и сдаем экзамены. Не поступили - продолжаем учиться в родной школе. Не пропал настрой - устраняем недочеты и пытаемся поступить в восьмой класс.
В общем, я бы не стала полностью доверять тому, что пишут на родительских форумах. Там, например, утверждают: надо идти в 69-ю школу, только после нее поступают в "девятку" и "двойку"! На самом деле это далеко не так. И дети из 69-й школы проходят отбор на общих основаниях. Я бы посоветовала посмотреть школы рядом с домом, посетить дни открытых дверей и поговорить с директором или завучем. Попросила бы порекомендовать учителя для моего ребенка, учитывая его уровень подготовки. Но так делают далеко не все родители. Увы, сегодня низкий уровень доверия общества к системе образования. Во многом мы сами в этом виноваты. Однако доверие - это улица с двусторонним движением. И шаги навстречу друг другу нужно делать. Я прилагаю очень много усилий для изменения отношений внутри системы, однако это то, что перестроить сложнее всего.
Возможно ли сделать качество образования одинаково высоким во всех школах?
Екатерина Сибирцева: Согласитесь, уровень образования мы все оцениваем по-разному. Для кого-то из родителей это золотая медаль, для другого - 100 баллов за ЕГЭ, для третьего - счастливый ребенок. Поэтому вряд ли когда-нибудь школы будут одного уровня. Важно, чтобы каждый ребенок нашел ту, где ему комфортно. Для этого и существует кампания по приему документов - с 1 февраля по 5 сентября. Главное для нас - сделать так, чтобы все родители могли записать ребенка в школу и чтобы все первоклассники имели возможность пойти в школу рядом с домом.
В одной школе завели для желающих индивидуальные платные шкафчики для одежды. В другой стали накрывать отдельный стол для детей, чьи родители захотели докупать что-то к стандартному обеду, одного ребенка попросили не входить в столовую с принесенной из дома едой. Обвинения в унижении детей, в сегрегации! Обсудили это с учителями. Говорят "не для прессы": "Это мерзость, когда ты стоишь в столовой у тарелки и следишь, чтобы ребенок-льготник, не дай бог, взял яблоко, которое ему не положено, а тому, кто его оплатил, оно не досталось…" Ваши коллеги склоняются к тому, что, пожалуй, не надо идти навстречу некоторым родителям, когда их просьбы касаются улучшения качества питания, бытовых условий, чего-то еще не для всех детей, а для части учеников. Поскольку из каких бы благих намерений мы ни исходили, это может обернуться гадостью для ребенка. А вы как считаете? Не как чиновник, а как педагог и мама.
Екатерина Сибирцева: Склоняюсь к тому, чтобы в школах был полноценный рацион, абсолютно одинаковое питание для всех ребят. Более того, я думаю, следует расширить список семей, чьи дети могли бы питаться за счет бюджета.
Причина конфликтных ситуаций в том, что нормативные решения, которые должны их регулировать, половинчатые. Например, правительство гарантирует определенным категориям родителей бесплатное питание детей в школе, но другим оно не сказало: а вы питайтесь вот так и никак иначе! Поэтому подобные конфликты разрешают на уровне школы. Если директор обладает необходимой компетенцией, он убедит 500 родителей, чтобы их дети питались так же, как льготники, - не на 90 рублей, а на 75, чтобы уж в столовых-то не возникало неравенство, и тогда все будет хорошо. Если не в состоянии (а вообще, у нас даже политический деятель способен убедить 500 человек?) - плохо. Конечно, лучше, когда все ученики питаются в соответствии с постановлением правительства. И убеждать родителей было бы проще: все-таки у нас есть сумма, определенная госконтрактом.