Почему Юлия Прошинская пожертвовала всем ради Бориса Кустодиева

В выставочном комплексе "Новый Иерусалим" под Истрой открылась выставка, приуроченная к 140-летию со дня рождения Бориса Кустодиева.

Портретам Юлии Прошинской, супруги художника, посвящен отдельный зал. "Дорогая Юлик", как ее называл Кустодиев, была для него самой большой любовью. Без нее, как говорил он, не было бы таких ярких, почти светящихся полотен. Однажды Кустодиева попросили написать икону для церкви под Астраханью. И Богоматерь он писал со своей жены Юлии.

Борис и Юлия познакомились осенью 1900 года. Кустодиев с однокашниками шумно въехал на крестьянской телеге в усадьбу: все они были небритыми, пестро одетыми и напоминали разбойников. Это были студенты Петербургской академии художеств, приехавшие на этюды. У Юлии Прошинской появилось сразу три кавалера. Но Борис, самый настойчивый и самый жизнерадостный, быстро отвадил их. А после его отъезда у пары случился роман в письмах.

Семейное счастье Кустодиева было коротким. В 1907 году от менингита, не прожив и года, умер их младший сын. Сам Борис Михайлович стал жаловаться на боли в руке и жуткую мигрень. Операция на спинном мозге длилась более пяти часов. Полгода художник провел в больнице. Врачи запретили работать. Но Кустодиев заявил: "Если не позволите мне писать, я умру".

В тридцать с небольшим Кустодиев стал инвалидом, но продолжал писать: иногда на подвесном мольберте, который сконструировали для него друзья, иногда лежа. Все это время Юлия Евстафьевна была верным другом, нежной матерью и хозяйкой. За более чем пятнадцать лет ни одного упрека или жалобы на усталость...

Кстати

В 1874 году в трапезных палатах церкви Рождества Христова Новоиерусалимского монастыря открыт музей Патриарха Никона. В 1920-м в монастыре создан Художественно-исторический музей. Он стал прообразом современного комплекса. В планах музея - увеличение экспозиции, строительство отеля и партнерство с зарубежными музеями.

Навигатор

Полотна на выставке в "Новом Иерусалиме" представлены не в хронологическом порядке, а по ключевым темам в творчестве художника - праздники, русские типы и провинция, портреты. Спустя долгие годы на выставке экспонируется "Портрет Марии Ивановны Ершовой, в замужестве Тарлецкой" (1912), на котором изображена дочь тенора Ивана Ершова, друга художника. Картину на выставку отдал частный коллекционер. Работа была показана на выставке "Мир искусства" в 1913 году под названием "Портрет госпожи Т." и после этого исчезла. Кураторы уверены в подлинности полотна: с оборотной стороны портрета сохранилась этикетка с той выставки. Также представлено полотно "Ярмарка в Кинешме (Карусель в Кинешме)", которое в 1917 году демонстрировалось на выставке "Мир искусства", а затем только однажды экспонировалось на закрытом частном показе в 2011-м.