Пять новых станций - это "Деловой центр", "Шелепиха", "Хорошевская", "ЦСКА" и "Петровский парк". Пока там организовали вилочное движение поездов, как на Филевской линии. От "Петровского парка" составы идут до "Шелепихи", а дальше расходятся либо до "Делового центра", либо по соединительной ветке через "Парк Победы" до станции "Раменки" Калининско-Солнцевской линии.
Мэр Сергей Собянин запуск первого участка Большого кольца назвал историческим событием. И это не преувеличение - дело не только в масштабах проекта, но и в реальной истории. Вопрос создания дополнительного кольца метро в дополнение к действующей Кольцевой линии в Москве поднимался еще в 1940-х годах, когда первая Кольцевая только строилась. Тогда, правда, дополнительное кольцо предлагалось пустить ближе к центру, в районе Бульварного кольца. Позже, по мере разрастания города и появления новых удаленных районов, остро встала проблема их плохой связанности. Эта проблема остается и сейчас, хотя частично ее решили МЦК и локальные связки между некоторыми ветками. Но в то же время и население Москвы с советских времен выросло очень заметно - если в 1973 году в мегаполисе жили 7,2 миллиона человек, то сегодня уже более 12,5 миллиона.
Так что необходимость в новом кольце возникла давно, и сегодня она только усилилась - сотням тысяч горожан приходится ехать на метро в центр ради одной-единственной пересадки на соседнюю ветку.
Благодаря открывшемуся участку более 400 тысяч человек получили возможность добираться из одного района в другой, минуя центр. Это касается жителей районов Пресненский, Хорошевский, Хорошево-Мневники, Беговой и Аэропорт. Простой пример - еще в выходные, чтобы добраться от "Делового центра" до "Динамо", нужно было потратить почти полчаса и сделать две пересадки. Теперь же время в пути сократилось вдвое - до 12-15 минут.
Огромное значение открывшийся участок имеет и для ММДЦ "Москва-Сити", куда ежедневно едут порядка 300 тысяч человек. Транспортная доступность этого города небоскребов всегда была большой проблемой, но теперь, с приходом сюда уже третьей станции метро, хочется верить, что она в существенной степени решена.
Примет новый участок на себя и часть пассажиров перегруженных сегодня линий - Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой и Кольцевой. На них станет свободнее на 5-7%, а, значит, поездки для сотен тысяч пассажиров станут комфортнее. Ощутимо выросла также доступность многих других важных объектов: торгово-развлекательного центра "Авиапарк", стадионов "ЦСКА" и "Динамо" и других. К некоторым из них новый участок впервые приблизил метро на расстояние пешей прогулки.
Кроме того, благодаря участку Большой кольцевой возможность добираться в центр без пересадок получат и жители отдаленных районов Солнцево и Ново-Переделкино. Им остается лишь дождаться открытия станций Калининско-Солнцевской линии от "Раменок" до "Рассказовки".
Понимая, как много меняют в жизни москвичей всего пять станций, нетрудно представить, как еще более улучшит передвижение по столице полный ввод Большого кольца. Всего на линии длиной 69 км разместится 31 станция. Это будет самая длинная кольцевая линия в мире! Пока такой считается вторая кольцевая ветка пекинского метро, протянувшаяся на 57 км.
Большая кольцевая Москвы соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от старой Кольцевой ветки и позволит огромному числу людей перемещаться между районами, не заезжая в центр. Решается сразу несколько задач - увеличивается скорость перемещения, разгружаются существующие линии и особенно центральная часть метро. Наконец, подземка приходит в районы, где сегодня ее остро не хватает.
Метростроители при этом работают в крайне тяжелых условиях - им приходится идти сквозь твердую породу, сформировавшуюся десятки миллионов лет назад. Тяжелое оборудование спускают под землю по частям и собирают на месте, а грунт, наоборот, поднимают наверх. Не случайно именно к строителям мэр Сергей Собянин обратился в первую очередь, давая старт движению по новому участку:
- Хотел бы поздравить строителей и вручить им награды. Они, по сути дела, совершили подвиг: осуществили проходку в сложных геологических условиях, пересекли несколько линий метро, направлений железной дороги, автомагистралей - и построили эту замечательную линию.
Сейчас метростроители заканчивают постройку тоннеля между "Петровским парком" и почти готовой станцией "Нижняя Масловка". Она расположена возле Савеловского вокзала, пересесть на нее можно будет с действующей станции "Савеловская". Запустить этот отрезок планируется до конца года. Завершения стройки ждут сотни тысяч людей, ведь вокруг "Нижней Масловки" помимо вокзала сосредоточен крупный район, где хватает и жилья, и торгово-деловых центров.
Есть и еще один участок Большой кольцевой, который уже работает, причем еще с 1980-х годов. Это отрезок от "Каховской" до "Каширской", который сегодня соединяет Серпуховско-Тимирязевскую и Замоскворецкую ветки метро. После запуска всего второго кольца этот участок войдет в его состав.
Полностью замкнуть новую кольцевую линию, по словам заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, планируется до конца 2022 года.
Примыкать к ней помимо уже действующих радиальных веток будут и совсем новые линии: Рублево-Архангельская, Коммунарская и перспективная линия в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку. В общей сложности на Большом кольце можно будет сделать 19 пересадок на другие линии подземки, четыре пересадки на МЦК, 5 - на Московские центральные диаметры и 11 - на линии железной дороги.
Кстати
Большой кольцевой линией новую ветку назвали сами москвичи - такое название они выбрали во время голосования в "Активном гражданине". До этого линию называли Третий пересадочный контур, однако такое имя большинству горожан показалось слишком строгим.