В Национальном музее Республики Коми путешественникам показали самую древнюю лыжу в мире. Как утверждают эксперты, она была изготовлена 8 тысяч лет назад. К слову, возраст знаменитых египетских пирамид - 4-4,5 тысячи лет.
- Вообще-то родиной лыж считает себя Норвегия. В Осло есть очень хороший музей лыж и самой древней находке, которая там представлена - 4 тысячи лет. Для норвежских ученых стало открытием, что в Коми есть лыжа вдвое старше, - говорит руководитель этнографического отдела Национального музея Коми Татьяна Пьянкова.
От лыжи сохранился фрагмент - носовая часть с фигуркой лося. Артефакт был обнаружен в 1964 году археологом Григорием Буровым во время раскопок на торфяном пласте в Княжпогостском районе, это между Сыктывкаром и Ухтой.
Именно благодаря тому, что обломок лыжи лежал в торфяннике, он и смог полностью сохраниться. Ученые до сих пор спорят о назначении артефакта. Ряд исследователей уверены, что лыжа была ритуальной. У охотников лось считался тотемным животным, и они могли использовать предмет в обрядах. Другие ученые полагают, что фигурка лося не что иное, как ножной тормоз.
А среди жителей республики популярно мнение, что лыжа из музея могла принадлежать легендарному охотнику Йиркапу. Существует предание, что когда-то в здешних местах жил очень смелый и быстрый охотник по имени Йиркап и однажды ему посчастливилось найти свое "ас пу" - дерево с душой. Такие деревья часто встречаются в мифологии коми, более того, считается, что у каждого человека есть свое ас пу. И если найти его и сделать из него амулет, то дерево будет защищать от сглаза и исполнять желания.
Йиркап изготовил из дерева лыжу и настолько преуспел в охоте, что оставил всех остальных мужчин без добычи. Но волшебная лыжа не принесла охотнику счастья. Проснулась в гордыня, возомнил он себя самым величайшим охотником на земле. И когда местная колдунья сказала, что ни за что Йиркапу не убить голубоногого оленя, охотник лишь расхохотался. Не знал он тогда, что колдунья обратила в зверя свою единственную дочь.
Выследил Йиркап голубоногого оленя, стал гнать его, а олень лишь мчался вдаль, сверкая аккуратными копытцами. Раззадорился Йиркап и добежал на лыже за оленем до самых Уральских гор. Между тем чары стали спадать и олениха начала превращаться в прекрасную девушку. Екнуло сердце у Йиркапа, сразу влюбился он в красавицу, но вдруг подумал, что если женится он, да заведет детей, то, значит, права была колдунья, не одолел он оленя. Схватил тогда Йиркап нож и убил свою любимую.
Узнав о смерти дочери, колдунья решила отомстить. Нашла она онучи отважного охотника, настояла на них зелье ядовитое и опоила им Йиркапа. Ноги у охотника сразу стали тяжелыми, он прошел несколько шагов, провалился под лед и утонул. А волшебная лыжа исчезла.
Примечательно, что эта легенда сохранилась лишь в Княжогостском районе, в том самом, где нашли лыжу. И многие жители Коми не верят, что это совпадение.
К слову, лось на лыже - это не единственная зооморфная фигура в музее. В Коми вообще был популярен звериный стиль: изображения животных встречаются на одежде, предметах культа и оружии.
В основном изображали оленя или лося. Вообще культ оленя характерен не только для этих мест, но и для Урала и Приволжья, золотые олени были символом солнца у скифов.
Такие пересечения не случайны: в глубокой древности племена не жили в изоляции, а тесно общались с соседями и перенимали традиции друг друга.
Например, в Национальном музее Коми представлено несколько десятков предметов с изображением утки. Согласно верованиям коми-зырян, именно утка считается прародительницей мира: в начале времен она снесла два яйца, из которых появились добро и зло. А из тела утки сформировался весь окружающий материальный мир. Изображения утки коми-зыряне вышивают на полотенцах. А в каждом деревенском доме непременно есть ковш-утица. Это не только утилитарный предмет, но и некая дань памяти той самой утке-прародительнице.
Примечательно, что ковши-утицы участники экспедиции встретили не только в деревнях Коми, такие предметы путешественники видели и в Вологодской и в Архангельской областях. Взаимопроникновение культур заметно даже на словах. Например, в мифологии коми часто фигурирует слово "парма" - тайга. В то же время "Парма" - это одно из древних названий Перми Великой - территории, которая включала в себя города Сольвычегодск, Чердынь, Соликамск и Кайгород.
В Коми языческие символы тесно переплетаются с православными. Так, в экспозиции музея представлена пасочница - деревянная посуда для изготовления пасхи. На ней сохранилось изображение креста и родовых символов коми.
Не дают покоя ученым и Торасовейские идолы. Две деревянные скульптуры нашли геологи на берегу залива Торасовей за полярным кругом. Ближайшие сосны растут в пятистах километрах от этих мест. Татьяна Пьянкова говорит, что с большой вероятностью идолов доставили к заливу специально. Ученые уверены: идолам приносили в жертву оленей. Но сколько лет этим фигурам установить не удалось: когда артефакты доставили в Петербург на радиоуглеродный анализ, он показал, что фигуры сделаны... в будущем. Исследователи не связывают это с мистикой. Радиоуглеродный анализ иногда дает сбой, поэтому официально дата создания скульптур считается неустановленной.
К слову, в запасниках Национального музея Республики Коми хранится еще несколько идолов. И на всех повязаны тряпицы - причем сделали это сами сотрудники музея. Конечно, они не верят в древние приметы, но на всякий случай "одевают" идолов. "Просто так принято", - говорит Татьяна Пьянкова.
В Национальном музее Республики Коми регулярно выпускают каталоги экспонатов. Сюда приезжают ученые со всей страны, чтобы исследовать уникальные артефакты и несмотря на то, что многие предметы уже изучены, с каждым новым научным открытием вопросов у специалистов только прибавляется.
Участники экспедиции "От Балтики до Арктики", посетив десятки музеев в шести регионах Северо-Запада, лично убедились, насколько тесно были связаны города и области сотни лет назад. В деревнях, расположенных в сотнях километрах друг от друга, встречаются сходные говоры, хозяйки готовят похожие блюда, общие корни имеют даже легенды и сказки. В то же время, в каждой деревне, в каждом поселке и городе есть свои особенности и своя удивительная атмосфера.
В этих суровых краях издавна в мире жили люди разных национальностей и культур. И они смогли сохранить свою идентичность и создали мир, в котором административные границы - не более чем условность. Этот мир привычно здесь называют одним словом "Север".
Автоэкспедиция "От Балтики до Арктики" была организована "Российской газетой" и информационным агентством БНК. За десять дней путешественники посетили Тихвин, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Котлас, Сольвычегодск, Сыктывкар, Сосногорск, Ухту, Печору, Усинск, Нарьян-Мар и Пустозерск. После Пустозерска автоэкспедиция разделилась на две группы - одна отправилась на самолете в Петербург, вторая, на автомобилях, взяла курс на Сыктывкар.
Возвращение группы из Коми домой было сопряжено с невероятными трудностями. На зимнике из Нарьян-Мара в Усинск автоколонна попала в метель и участок в 170 километров путешественники преодолевали более десяти часов в условиях нулевой видимости. Примечательно, что к месту официального старта экспедиции, в Петербург, путешественники также добирались на машинах, пройдя, таким образом, весь маршрут дважды.
Самый большой путь прошел водитель головного экипажа Антон Мельников. Сам он проживает в Москве, поэтому доехав до Сыктывкара, Мельников сразу же взял курс на столицу. К таким приключениям ему не привыкать, ведь Антон Мельников - профессиональный гонщик, обладатель Кубка России по ралли-рейдам, за его плечами победа в ралли-марафоне серии "Дакар".
В Пулково путешественников встречали шумно и весело - с флагами, цветами и плакатами "Автоэкспедиция "От Балтики до Арктики"! Добро пожаловать домой!" В аэропорту генеральному директору информационного агентства БНК Алексею Лазареву была вручена гильза от снаряда, которым был произведен знаменитый полуденный выстрел со стены Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. На гильзу нанесена памятная гравировка, напоминающая о том, что именно этот артиллерийский снаряд дал старт уникальной экспедиции.