Пока въезжать на территорию парка в Сочи может различный автотранспорт с бензиновыми двигателями, кроме личных автомобилей, например, туристические автобусы. После введения запрета останутся только электромобили.
"В дальнейшем мы будем ограничивать въезд и на другие, в том числе особо охраняемые природные зоны и места отдыха жителей и гостей региона. Например, сейчас обсуждается ограничение движения автомобилей класса ниже Евро-4 в прибрежных зонах курортных городов региона", - приводит слова губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева пресс-служба в ответе на запрос "Российской газеты".
Никаких дополнительных изменений в законодательстве не потребуется. На федеральном уровне уже созданы новые дорожные знаки, которые устанавливают ограничения на въезд авто, работающих на бензине. Эти знаки вступят в силу в июле этого года. Получается, закрывать курортные зоны от вредного воздействия можно будет где угодно.
Основное загрязнение воздуха происходит от автотранспорта, пояснили "Российской газете" в минприроды: "Несомненно, сегодня вводить ограничения на въезд автомобилей, работающих на бензине, можно там, где есть достаточно большое техногенное воздействие на охраняемые территории. Это необходимо сделать в крупных городах, таких как Москва, где есть, например, национальный парк "Лосиный Остров".
Другой вопрос, как внедрение электромобилей отразится на туристах. В России экотуризм не слишком развит. Если к тому же если ограничить въезд на бензиновых авто, поток гостей может приблизиться к нулю. В курортных регионах, которые более популярны, россияне также вряд ли сразу пересядут на электрокары.
Возможен компромисс, успокаивает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Поездка на своем автомобиле на отдых дает человеку возможность как минимум в два раза снизить стоимость путешествия. "Но на месте отдыха рассекать на своем автомобиле совершенно необязательно", - говорит он. Ограничивать передвижение на бензиновых авто на курортах нужно, но тут нужен комплекс мероприятий. "Можно, например, сделать отсекающие стоянки на подъезде к курортным зонам, чтобы люди, прибывающие на отдых, могли оставить там свои машины, а далее пользоваться общественным транспортом", - предлагает Барзыкин.
В Краснодарском крае признают сложности перехода на электрокары. Ограничения не будут вводиться до тех пор, пока не будет создана инфраструктура для электротранспорта, поясняют в пресс-службе региона. Кроме того, в регионе планируют создать бесплатные парковочные места, отменить транспортный налог для электромобилей и допустить их на полосы общественного транспорта.
В минприроды отмечают, что переход на электрокары будет постепенным, в перспективе десятков лет. А для удобства туристов приближенные к мегаполисам и крупным городам природоохранные объекты федерального статуса - национальные парки, заповедники должны обзавестись собственными парками электрических или гибридных автомобилей, которые можно будет взять в аренду, отметили в пресс-службе ведомства. И такие примеры уже есть. Например, в кисловодском заповеднике создали свой парк электрокаров.
В Олимпийский парк Сочи запрещен въезд авто с момента его открытия. Это большая пешеходная зона, где для туристов функционируют мини-электрокары. Разрешается въезд авто с бензиновым двигателем для доставки еды в местные кафе и рестораны. Но таких единицы.
Во время Олимпиады вводился также запрет для авто класса ниже Евро-4. Сейчас обсуждают введение такого же запрета и на время проведения чемпионата мира по футболу. Но не только для Сочи, но для всех 11 городов, принимающих мундиаль. Инициатива краевых властей пока только в планах. В мэрии о полном запрете въезда бензиновых авто в Сочи ничего не слышали. В ГИБДД по Краснодарскому краю тоже.
Подготовила Ольга Бондаренко-Максимова