Евгений Миронов, художественный руководитель театра Наций, народный артист РФ:
"Помню, я сидел перед телевизором в поселке Татищево Саратовской области и смотрел передачу, где показывали, как Олег Павлович общается со своими учениками. Меня потрясло, как он был демократичен. Как они спорили, как открыто вели себя по отношению к нему и, главное, как они были свободны. Я тогда решил, что если я поеду в Москву, то буду учиться только у него. Что и случилось.
Когда поступил, Олег Павлович мне сразу сказал: "Не жди и не рассчитывай на снисхождение, даже малейших поблажек землякам не будет". Их не было ни одной. Первое время московской учебы мне было очень трудно, я сполна хватанул этой жизни. Все, чему я научился в Саратовском театральном училище, мне не помогало. Мне предстояло пройти очень жесткую, настоящую - не только профессиональную, но и человеческую - школу у Олега Павловича. За что я ему буду благодарен всю свою жизнь.
Есть такой очень теплый, человеческий момент, который характеризует Олега Павловича. Он устроил моих родителей на работу в свою "Табакерку" незаконно, у них не было московской прописки. Мама до сих пор там работает контролером. Как оказалось, так он поступал со многими и помогал не только своим ученикам. Он был стеной для многих".
Валентина Талызина, народная артистка РФ:
"Уход Олега - боль безмерная. Звонили все, просили что-то сказать, а у меня слов не было. Даже телефон выключила… Я Олега знала со студенчества, мы жили в одном общежитии на Трифоновке, он приходил в нашу комнату, дружил с Юлей Косыревой, она была ему друг, товарищ и брат. Они с ней были с одного драматического кружка.
Он тогда был безумно влюблен в Майю Менглет. Но там что-то не получилось. Работать с ним было истинное удовольствие, Олег был артистом милости Божией. Кот Матроскин - это он. Более точного попадания и придумать нельзя. Олег свою суть вложил в эту роль. Одним голосом нарисовал характер кота. Кота, в которого влюбилась вся страна.
Знаю, его во МХАТе называли Матроскиным, он иногда это слышал и не обижался. Для своего театра "Табакерка" он стал настоящим отцом. Создателем, любящим и все понимающим.
При встрече он меня всегда называл "старуха", а я его Олег. Он был очень русский, безумно любящий и понимающий Россию и русское искусство".
Евгений Писарев, художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина:
"Олег Павлович и все, что с ним связано, - лучшее, что случилось в моей жизни. Любимый Человек, Учитель и Друг, прости меня и прощай... Сколько ни готовься к потере, смерть всегда наступает внезапно. И хотя эту горькую весть можно было ожидать, я мало в нее верил. И не потому, что надеялся на чудо, нет. Просто казалось, что такой сильный, такой мощный, всем нужный человек будет всегда. Иначе - не может, не должно быть. Но это случилось… И надо как-то привыкать к этой мысли и учиться жить без него. Человека, который для меня значит больше всех остальных, больше, чем учитель, больше, чем друг, больше, чем отец. Всего четыре с половиной года мы провели в МХТ бок о бок с Олегом Павловичем, но это были самые важные и самые счастливые дни моей жизни. Никогда не забуду, как он не хотел отпускать меня "во взрослую жизнь", когда я был назначен худруком в театр Пушкина. А потом сам пришел со мной на первый сбор труппы, где меня представляли в новом качестве. Он держал меня за руку даже во время моей первой "тронной речи". Мне было неловко, мне было почти сорок лет, а он вел себя как отец, который привел сына в первый класс и не желает с ним расставаться. Да мы и не расставались.
Пока он был жив, связь не теряли.
Теперь люди просто так друг другу не звонят - только по делу. А Табаков - мог. Набрать номер и спросить: "Как дела?" И выслушать ответ - с вниманием и интересом. А потом произнести: "Ну, знай, что я тебя люблю". И я после таких слов долго - неделю, месяц - ходил окрыленный, потому что этот великан помнил обо мне - лилипуте по сравнению с ним. Конечно, я понимаю, что был не единственным для него. Остались, слава Богу, его прямые ученики. Я формально не могу считаться его воспитанником - таким, как Женя Миронов, Володя Машков, Сережа Безруков, - их очень-очень много. Но я счастлив, что Олег Павлович меня к ним причислял. Что он был в моей жизни. И останется со мной навсегда".
Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского драматического театра, народный артист РФ:
"УЧИТЕЛЯ больше нет... Я счастлив, Олег Павлович, что ты был в моей жизни. Мастер! Мэтр! ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ АКТЕР! Нам, ученикам твоим, теперь будет непросто... Мы должны быть достойны тебя!"
Вениамин Смехов, артист театра и кино:
"Прощаемся с Олегом Табаковым. Для моей жизни - актерской и частной-личной - случилось большое горе. Невероятной силы талант Комедианта, Лицедея, Добротворца - он оказывал беспримерную помощь очень, очень многим и мне в числе счастливцев. С премьеры "Часа пик" на Таганке (1969!) он наградил меня дружбой и поддержкой. Я объяснился ему за столиком ведущего в моей программе "Таланты и поклонники" на "ТВЦентре" - он весело отклонил "пафос", а программа о нем, надеюсь, еще многих порадует. И навсегда живые его театральные роли-шедевры в "Современнике", в МХТ и в кино - "Тугой узел", "Шумный день", "Молодо-зелено", "Гори-гори, моя звезда", "Неоконченная повесть для механического пианино", "Д’Артаньян и трое нас...", "Обломов", "Сирота казанская", "Али-баба"(особое спасибо), "Три истории"(!Киры Муратовой!)..."
Александр Филиппенко, народный артист РФ:
"Уходит мое поколение, мои друзья, мои партнеры по сцене. Вместе с Олегом Павловичем ("Лёликом", как его называли в театре), я был счастлив выходить в спектакле "На дне" Адольфа Шапиро, где он играл Луку, а я - Сатина. Олег Павлович был необыкновенно веселый и остроумный собеседник. Рядом с ним жизнь казалась легкой и прекрасной. Не знаю, какой она станет теперь без него.
"Сатин: Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье! Наливай…"
Евгений Стеблов, народный артист РФ:
"Помню, когда его только-только назначили художественным руководителем МХТ и мы встретились с ним во дворе театра, то первое, что я сказал ему - я тебя поздравляю, конечно, но уж больно груз тяжел. Олег согласился - но в жизни-то он всегда брал на себя именно такие грузы и поднимал их. Он поднял МХТ, как самый настоящий кризисный менеджер, поднял целое поколение новых актеров, ведь едва ли не все наши нынешние звезды первого ряда - его ученики. И в открытом им театральном колледже уже растут следующие поколения актеров.
Олег не мог стоять на месте, потому и брал на себя столько. И в нем абсолютно не было нарциссизма, как у некоторых актеров, которые, мол, не могут без театра, без публики. Тут была только потребность в саморазвитии, в движении, он же даже в инвалидной коляске рвался на сцену, ведь в марте он, кажется, должен был в очередной раз сыграть Бургомистра в "Драконе". Настоящий талант требователен, прежде всего, к самому себе".