Музеи уравняли в правах на вывоз за границу культурных ценностей

В конце марта вступит в силу закон, облегчающий вывоз за рубеж культурных ценностей. По регулированию ввоза закон уже действует.

Еще на этапе подготовки вступающий документ вызвал бурные споры среди общественности. Против него выступили минкультуры, Росархив, минюст и ФСБ. Были опасения по поводу бесконтрольности вывоза. Особенно это касалось ценностей моложе 100 лет. Ведь на Западе исключительно высоко ценятся произведения русского авангарда и соцреализма.

Окончательная редакция вроде бы сняла часть претензий. Был оставлен запрет на вывоз культурных ценностей, перешагнувших столетний рубеж. А также уточнены правила вывоза того, что было создано менее века назад. В этой части закон содержит отсылку к праву Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Нормы ЕАЭС дают право вывозить без разрешительных документов за рубеж ценности, созданные не более чем 50 лет назад. До дня вступления в силу межправительственного соглашения, регулирующего порядок перемещения культурных ценностей между государствами - членами ЕАЭС, на все ценности, независимо от возраста, будет распространяться разрешительный порядок вывоза. То есть если вещь представляет культурную ценность, физическому лицу придется получать разрешение на ее вывоз в минкультуры, юрлицам такой документ будет выдавать минпромторг.

При этом в законе прописан перечень того, что вывозить из России нельзя. Это произведения из музейного фонда (в том числе находящиеся в частной собственности) и из архивного фонда, археологические предметы, а также культурные ценности, имеющие особое значение. В последнюю категорию, например, попали художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года.

Один из авторов документа, первый зампред Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова отмечает, что основной целью поправок было облегчить не вывоз, а ввоз, в том числе временный. До сих пор иностранцам ввезти культурные ценности в Россию на короткий срок - например, доставить купленную картину русского художника для проведения экспертизы на родине автора - было намного проще, нежели россиянам. Теперь такое неравенство устранено.

Из России запретили вывозить художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года

"Это было сделано для того, чтобы собственники произведений искусства, которые оказались под западными санкциями, смогли ввезти их в страну, не опасаясь, что принадлежащая им вещь будет изъята или попадет в иные фонды. Иначе есть риск, что ряд культурных ценностей могут навсегда остаться в заложниках какого-нибудь европейского банка", - пояснила Казакова. Собеседница "РГ" уточнила, что если в процессе применения нового законодательства риски для вывоза культурных ценностей все же возникнут, правила будут ужесточены.

Музейное сообщество и антиквары признают, что прежняя схема вывоза культурных ценностей была не самой лучшей. Профильный закон был принят еще в 1993 году, и хотя с тех пор он постоянно менялся, из-за достаточно жестких требований внутренний арт-рынок оказался замкнут сам на себя.

"Вывезти или ввезти произведение искусства для продажи очень сложно. В Лондоне цены растут, а у нас оценщики пользуются ценами десятилетней давности", - говорит вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД) Марина Молчанова. По ее мнению, в своей нынешней форме закон по-прежнему не панацея, тем не менее его либерализация должна помочь развиться частным инициативам.

Негосударственные музеи получили несомненную выгоду от последних изменений в законодательстве. Теперь при временном ввозе и вывозе культурных ценностей они уравнены в правах с госмузеями и могут делать все это бесплатно.

Среди других достижений - закрепление в правовом поле понятия "культурная ценность", которая попадает в категорию движимого имущества (товара, предмета), имеющего историческое, художественное, научное и иное культурное значение.

Кроме того, законом прописано создание Совета по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями, куда войдут антиквары, галеристы и представители государственных музеев.

Однако Молчанова обращает внимание на некоторую несогласованность закона с другими документами - Таможенным и Налоговым кодексами. В частности, положения об освобождении от НДС при ввозе культурных ценностей составлены таким образом, что участники рынка затрудняются с их трактовкой. Распространяются ли они на ввоз с целью продажи и на юрлиц? Им раньше нужно было уплатить 18 процентов от стоимости произведения.

Физлица, ввозящие культурные ценности для личного пользования, освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов. Представитель МКААД также отмечает, что в законодательстве для ввезенных товаров отсутствует способ изменения режима пользования с личного на коммерческий. Еще большая проблема возникает при временном вывозе произведений искусства на международную выставку-ярмарку. В случае продажи ценный товар придется вернуть в Россию и переоформить режим вывоза с временного на постоянный.

По имеющимся у "РГ" сведениям, основной закон еще будет сопровождаться нормативными актами, которые сейчас готовит минкультуры.

Арт-рынок

Оксана Ильзина, специалист по альтернативным инвестициям:

- Активное развитие арт-рынок в нашей стране начал не ранее 1975-1980 годов. А новые финансовые возможности и доступ к мировому рынку искусства, открывшиеся для коллекционеров в 1990-х годах, сделали главными покупателями произведений именно частных лиц. И чаще всего - банкиров.

Однако их кредитные организации не оказывали своим клиентам услуг арт-банкинга, и в целом старались держаться в стороне от арт-рынка - слишком рискованного, особенно в отсутствие талантливых управляющих, которые должны обладать одновременно искусствоведческим и экономическим образованием.

Нужно отметить, что ситуация постепенно меняется и банки в России шаг за шагом стремятся к повышению качества и разнообразию предоставляемых услуг, появляются грамотные арт-консультанты. Но опасения выдать кредит под поддельное произведение или ошибиться в прогнозах пока слишком велико для полноценного быстрого развития сектора. Сам арт-рынок в России пока также остается слабо регулируемым и непрозрачным, и только с его развитием возможен настоящий прорыв для арт-банкинга.