Джазовых музыкантов из Киргизии признали в России, Китае и США

На кафедре духовых и ударных инструментов в Киргизской национальной консерватории тишина - редкий гость. Барабаны, тарелки, литавры, металлофон, ксилофон - самое малое, что можно здесь услышать. Заведует кафедрой Бакыт Кыдыкбаев - барабанщик, по совместительству руководитель и основатель отечественного джаз-банда "Соленые орешки". Этот коллектив уже более 15 лет своими музыкальными экспериментами радует меломанов Киргизии, а в последние годы еще и России, Китая и Северной Америки.

Дело семейное

"Соленые орешки" - пионеры киргизского джаза. До их появления никто в республике не работал в этом направлении профессионально. В 2002 году Бакыт Кыдыкбаев сделал неслыханную доселе программу и "обкатал" ее в местных музыкальных школах и вузах. Позже оригинальный и "вкусно" звучащий джаз в исполнении "орешков" добавил новые краски культурной жизни столицы.

- Свой первый большой концерт мы дали в национальном театре оперы и балета, - вспоминает джазмен. - Тогда в театре был кризис, и почти никто туда не ходил. А на наш сольный концерт набился полный зал. Это значит, что музыка в нашем исполнении публике понравилась.

Бакыт Кыдыкбаев набирал музыкантов в группу из числа учащихся школы и консерватории, где сам и преподавал. Он твердо убежден, что джазистов легче воспитать с нуля - из людей, "наименее обусловленных другой музыкой".

- Чтобы играть джаз, нужно быть внутренне свободным, - поясняет музыкант. - Ведь многие исполнители ограничены жесткими рамками академической музыки, им практически невозможно проявить себя, сказать что-то свое. В джазе, в свою очередь, ставятся очень широкие рамки. Музыканту всегда представляется слово и возможность импровизировать, создавать. В этом и уникальность направления.

Состав джаз-банда многократно менялся. Сейчас в нем играют сам Бакыт Кыдыкбаев и его сыновья Кубан и Эркин. Кубан - на саксофоне, а Эркин - на контрабасе и бас-гитаре.

- Путь джазовых музыкантов сложен и тернист, поэтому мало кто его выдерживает, - утверждает отец-основатель группы. - Я очень дисциплинированный и требовательный к себе человек. Поэтому и от членов группы требую хорошего уровня и профессионализма. Чтобы этого добиться, нужно репетировать по пять-шесть часов каждый день. Труд тяжелый и при этом малооплачиваемый. Многих музыкантов такие условия не устраивают. В массе своей публике ближе народная, эстрадная и классическая музыка. Исполнители этих направлений неплохо зарабатывают благодаря многочисленным торжествам и тоям. А ценителей джаза в Киргизстане, к сожалению, немного.

Музыка времени

Впрочем, несмотря на скромность основателя группы, "Соленые орешки" пользуются в Киргизии популярностью. Шутка ли - в тренде уже 15 лет!

- Все потому, что мы не закостенели и постоянно меняемся вместе с окружающим миром, - объясняет Кыдыкбаев-старший. - Я все учитываю: интересы публики, новые веяния. Сейчас мир и ценности меняются быстро, а мода и музыкальные предпочтения - еще быстрее. Исполнитель, который не улавливает веяние перемен, становится неинтересным публике и уходит.

Закостенеть Бакыту Кыдыкбаеву не дает природная любознательность, энергичность и невероятная открытость. В школе он неплохо рисовал и собирался стать архитектором. Об этом свидетельствуют портреты известных мировых джазменов, выполненные рукой барабанщика. А вот изучать музыку он начал... со скрипки - в музыкальной школе-интернате имени М. Абдраева. На отделение ударных инструментов Бакыт Кыдыкбаев перевелся позже. В расцвет движения хиппи в Союзе он играл на гитаре рок-музыку и пел.

- Я счастлив, что прошел именно такой путь, - улыбается джазмен. - Постоянно собирал информацию, мне все было интересно. И эта жажда к знаниям, новому не угасает до сих пор. Например, на прошлой неделе нас попросили сыграть турецкую музыку. Без проблем, сделали программу за два дня. Французскую, китайскую - пожалуйста! В этом смысле я открыт. Потому что для меня любая музыка прекрасна.

Лучшие инструменты, по мнению музыканта-многостаночника, - ударные. Бакыт Кыдыкбаев исполняет на барабанной установке красивейшие соло. Оказывается, эти ритмические инструменты могут не просто греметь, а еще и петь, разговаривать и шептать.

- Ударные - самые открытые, свободные, яркие и доступные инструменты. На них держится вся музыка: они направляют коллектив, задают тон. По-настоящему понять ударные, оценить их тонкость и динамику могут только мастера. Поэтому выдающиеся композиторы современности Шостакович и Стравинский многие произведения строили на ударных, на ритмике. Ведь жизнь и есть ритм, - говорит барабанщик.

Встречай, Америка!

Музыка киргизских джазменов - язык международный и всем понятный. "Соленые орешки" уже "прогремели" в Москве, Екатеринбурге и Пекине. А в 2016 году группа открыла для себя Северную Америку - родину джаза. Та, в свою очередь, открыла киргизский джаз и была поражена. В 2017-м музыканты опять поехали с концертом в США.

- Мы выступили на самых престижных сценах: в вашингтонском Кеннеди-центре и в нью-йоркском джаз-клубе Birdland, - рассказывает Бакыт Кыдыкбаев. - Сначала переживали, примут ли нас. Но когда вышли на сцену, все страхи улетучились. Мы просто играли в свое удовольствие соло, авторские вещи, киргизские народные произведения в джазовой обработке. Из обычных инструментов - контрабаса и ударных - извлекали непривычное для американской публики звучание. А после концерта люди подходили и благодарили. Многие говорили, что в нашей музыке они увидели иной мир, горы, голубое небо. И это были слова избалованных прекрасными исполнителями американцев.

Успешно выступив за границей, Бакыт Кыдыкбаев "заразился" новыми идеями. Он стал синтезировать джаз с элементами хип-хопа.

- Сейчас популярна музыка, считавшаяся когда-то дурным тоном, - утверждает джазмен. - Видимо, потому что людям надоело слушать одно и то же. И привычной "чистой" музыкой сегодня никого не удивишь. Поэтому я стараюсь не повторяться и добавляю новое звучание. Вот и сейчас мы собираемся делать совместную программу с исполнителями с отделения народных инструментов.

Кстати

"Соленые орешки" часто выступают вместе с комузистами и манасчи. Такие миксы музыканты обязательно играют на ежегодных международных джаз-фестивалях в Бишкеке, которые они никогда не пропускают. В ближайшее время, кроме "домашних" выступлений, джазменам предстоит очередной концерт в США.

- Снова расскажем американцам музыкальную историю нашей страны, но уже другую. Мы поведаем им об уникальном киргизском продукте - играх кочевников, - признается джазмен.