Почему беспилотный автомобиль считает пешехода препятствием
Но обо всем подробнее. В штате Аризона беспилотный автомобиль компании Uber сбил насмерть 49-летнюю велосипедистку. Как сообщила шеф полиции города Темпл, где произошло ДТП, Сильвия Моир, автомобиль двигался в зоне с ограничением 35 миль в час со скоростью 38 миль в час. Ни камеры, которыми оборудован автомобиль, ни водитель не заметили велосипедистку. Она выскочила перед машиной из тени.
Впрочем, несмотря на то что полиция оправдывает разработчика беспилотника, компания прекратила все испытания машин на дорогах до выяснения причин.
Департамент транспортных средств американского штата Калифорния обнародовал январский отчет о безопасности этой техники. Согласно ему беспилотники попадали в ДТП 6 раз. Только в одном случае был просчет автоматики. Три ДТП совершили водители-испытатели. А в оставшихся двух на машины нападали люди. В первом случае на машину набросился разгневанный мужчина, перебегавший дорогу на красный свет. Во втором - без всякой видимой причины из остановившегося на светофоре такси выскочил водитель и начал буквально избивать ногами беспилотник. Вероятно, почувствовал, что эти агрегаты в недалеком будущем лишат его работы. Это, конечно, повод для конфликта. Но он социальный. А есть и технический.
Фантаст Айзек Азимов разработал законы робототехники. Первый из них гласит, что робот не может причинить вреда человеку. Но как быть в ситуации, если роботу надо выбирать, кому причинить вред? А именно с такой дилеммой уже столкнулись разработчики беспилотников. Один из руководителей крупнейшего автопроизводителя заявил однажды, что если беспилотнику придется выбирать, кого защищать - водителя с пассажирами или пешеходов, - то он будет защищать тех, кто находится в салоне. И ему все равно, что в случае резкого маневра и даже столкновения люди в салоне получат лишь ушибы, а пешеходы погибнут. Для автомобиля безопасность тех, кто у него на борту, гораздо важнее тех, кто снаружи. Он же не воспринимает их как людей. Это всего лишь объекты машинного зрения, препятствия. Поэтому конфликт людей и машин заложен уже на стадии разработки беспилотников.
Недавно по дорогам столицы в беспилотном режиме проехался беспилотный автомобиль компании "Яндекс". В машине находился испытатель, но он не притрагивался к приборам управления. Согласно российским законам выезжать на дороги общего пользования такие машины не имеют права. Понятно, что их надо где-то испытывать. Но в США для этого в некоторых штатах меняли законодательство. У нас - нет.
Если бы случилось ДТП с пострадавшими, кто бы отвечал за него? А кто будет нести ответственность за ДТП, когда в машине вовсе не будет пилота? Это уже правовой конфликт, который пока также никак не решается ни у нас, ни в мире.